Рейс длиною в жизнь

Совсем недавно в Комсомольске вышла книга «Труженики Амура», автором которой является потомственный речник, ветеран Амурского речного пароходства, Заслуженный речник Амура Валентин Берсенёв.

С чего начинался амурский флот? 208 пароходов и 296 барж – именно таким был его состав в 1918 году. Впоследствии часть судов была продана судовладельцами китайцам и японцам. В 1927 году на Амуре и его притоках оставалось в строю лишь 58 пароходов и 68 барж. Возрождение флота началось в тридцатые годы.

В своей книге автор подробно показывает нам период становления Амурского речного пароходства. В частности, для того чтобы переключить значительную часть массовых грузов с железной дороги на водный путь был организован крупный перевалочный пункт от станции Сковородино до пристани Джалинда (в верхнем течении Амура).

Пристань для двух пароходов

26 апреля 1932 года была основана Комсомольская пристань. К берегу подошли пароходы «Колумб» и «Коминтерн», которые доставили первых строителей будущего города и груз для новостройки. Сигналы пароходов собрали на берегу всех жителей села Пермское.

Так в одном месте на карте Дальнего востока появились стройки двух гигантов – судостроительного и авиационного заводов, а немного времени спустя и завода «Амурсталь». Так был заложен форпост обороны на советском Дальнем Востоке.

25 суток добирался до Комсомольска будущий летчик, Герой советского Союза Алексей Маресьев, направленный на строительство города по путевке комсомола. Город? Где он? Несколько крестьянских изб, церквушка. Алексей Маресьев работал лесорубом, землекопом, помощником моториста на катере. Крутой нрав Амура закалил Маресьева, научил борьбе в самых тяжелых условиях жизни.

Победа – дело общее

Особое внимание в произведении уделено работе пароходства во время Великой Отечественной войны. С её началом часть амурских речников ушла на фронт и в ряды Краснознамённой Амурской флотилии, другие же, несмотря на лишения и тяготы военного времени, своим самоотверженным трудом внесли весомый вклад в дело общей Победы советского народа в плане организации бесперебойных поставок фронту и тылу продовольствия, техники, сырья.

«Нужно забыть о самом понятии тыл – тыла на такой войне нет. Рабочий у станка, это тот же боец, он не штампует железо – он штурмует Германию, — говорил Илья Эренбург, известный писатель, журналист газеты «Красная звезда».

Фронт требовал всемерного увеличения выпуска продукции, сокращения времени на переработку грузов, ускорения оборачиваемости флота, и тыл отвечал – будет сделано! Тыл был, по сути, вторым фронтом.

Книга замечательна в первую очередь тщательной проработкой деталей и огромным фактологическим материалом.

К примеру, в книге упоминается Полина Гришина. В отделе кадров Нижнеамурского пароходства недоверчиво и долго изучали ее диплом с отличием Казанского речного техникума. Наконец, определили третьим помощником на пароход «Коминтерн». В дальнейшем по инициативе Полины на Амуре был создан первый женский экипаж парохода, возглавила который Зинаида Савченко. Это имя знает весь Амур. Первая женщина – капитан.

После того, как отгремели победные бои на западных фронтах, пришло время выяснять отношения с милитаристской Японией. И речники Амура приняли самое деятельное участие в последних боях на востоке. Общий объем воинских перевозок на Амуре и его притоках с августа по октябрь 1945 года составил: 215 тысяч солдат и офицеров, свыше 900 танков и самоходных артиллерийских орудий, 40 тысяч тонн боеприпасов и других грузов. Речники Амура с честью справились со всей задачей по доставке для фронта всего необходимого.

Из книги читатель узнает как жил и работал народ в те далекие от нас времена. Судовые команды работали без устали, тяжеловесные караваны барж шли по реке, и каждый был, пусть не прямым, но участником великой битвы советского народа с фашизмом.

Изматывающий физический труд, когда обессилевшие кочегары падали в обморок, а на их место становились курсанты-матросы, едва выдерживая бешеный темп работы. Добавим сюда вечный спутник военной поры – голод.

Паёк на день — 800 гр. хлеба, перловка, разбавленная кипятком – вот и вся еда.

Экипаж парохода «Архангельск», однажды не выдержав мук голода, высадился на пустынный берег, где матросы принялись добывать пропитание сами. Ели дикий виноград прямо с листьями.

Наутро в Синдинской протоке был обнаружен неуправляемый пароход с погасшими топками, с лежащей без сознания командой на борту, среди которых трое были мертвы…

Путевка в жизнь

Отдельные главы посвящены детям войны, в частности Комсомольской-на-Амуре рыбопромысловой мореходной школе юнг, которая была открыта в городе в декабре 1945 года. Время было тяжелое, голодное, страна нуждалась в специалистах флота, необходимых для работы на промысловых судах. Для увеличения добычи рыбы и морепродуктов требовался новый флот, кадры, которые бы решали проблему снабжения голодной страны продуктами питания, морепродуктами.

«Мы, ребята военной поры, чтобы утолить голод ели листья липы и дикого винограда, дикий лук и цветы саранок, жарили пескарей, гальянов, вьюнов, ротанов и синявок, нанизав их на прутики. Вот так и выжили…», — пишет Валентин Берсенёв.

Первые юнги имели четырехклассное образование, последующие группы набирались уже из подростков с семилеткой и на конкурсной основе. Учеба и служба были без скидок на возраст. Каждый шестой день рота в наряде. Караул, камбуз, пекарня, заготовка дров, погрузка-выгрузка груза — только успевай поворачиваться. Трое юнг заменяли одну лошадь. Вот такие они – дети военной поры!

Кто были эти ребята? Дети фронтовиков-амурцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, дети из многодетных семей потомственных рыбаков Хабаровского края. Будущих юнг набирали по всем сёлам Амура. Это были трудные пацаны с большим жизненным опытом, пережившие военное лихолетье. Всех их готовили для работы на рыбопромысловом флоте Амура и Охотского побережья. Зимой они учились в Комсомольске, а плавательную практику проходили на речных и морских судах.

После выпуска из мореходки Валентин Берсенёв попал в Даергу, на катер «Герой», который едва не оказался для него последним. Как вспоминает Валентин Григорьевич, первый опыт запуска двигателя катера оказался печальным.

Мотор заводился ломиком-вымбовкой, курсант не успел его выдернуть, и металлический шкворень с чудовищной силой срикошетил в машинный люк, и улетел за борт. Валентин чудом остался жив.

За одиннадцать лет существования Комсомольская-на-Амуре рыбопромысловая мореходная школа подготовила 407 специалистов для флота рыбной промышленности Амура и Охотского побережья. Подготовка была очень профессиональной, выпускников Комсомольской мореходной школы брали на флот не задумываясь. Многие выпускники мореходки продолжили обучение в институтах и техникумах и позже достойно работали на морских и речных судах, занимая высшие командные должности флота и берега.

Яндекс.Метрика