Кто подписал акт о капитуляции Германии

Вот уже 74 года мы отмечаем этот значимый для нашей страны и всего мира день. Хотя праздник и имеет международное значение, в нашей стране никогда не скрывалось, что у него две даты – весь мир празднует День Победы 8 мая, а мы 9 мая. Давайте разберёмся, почему так.

К 5 мая 1945 года большая часть немецких военных группировок практически по всей Европе капитулировала перед советскими и союзными войсками. Мир ждал подписания акта о безоговорочной капитуляции всех вооружённых сил Германии. Процедура должна была проходить в Реймсе, куда 6 мая прибыла и немецкая делегация, отправленная новым главой германского рейха гросс-адмиралом Дёницем и возглавляемая адмиралом Фридебургом.

Первым делом Фридебург решил обратиться к американскому командованию с предложением капитуляции только на Западном фронте. Задача немцев была тянуть время, чтобы перебросить на запад как можно больше войск и беженцев и сдаться не советским, а союзным вооружённым силам. Однако американцы были непреклонны и отвергли возможность таких переговоров. Не помог даже присланный на помощь Фридебургу Йодль, категорический противник капитуляции на Восточном фронте. Главнокомандующий союзными войсками Дуайт Эйзенхауэр, отказавшись от личной встречи с немецкой делегацией, через своего начальника штаба дал понять, что не потерпит никаких проволочек. Видя безвыходность ситуации, Дёниц разрешил Йодлю подписать капитуляцию Германии. Впрочем, дело было сделано – целые сутки немцам удалось отыграть у союзников.

Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии состоялось 7 мая в 2 часа 41 минуту по центральноевропейскому времени. Немецкую сторону представлял всё тот же Йодль – начальник штаба немецких войск. Со стороны Англии и США капитуляцию принял начальник главного штаба союзных войск Уолтер Смит, от Советского Союза – генерал Иван Суслопаров. Кроме того, в качестве свидетеля подписал документ начальник штаба национальной обороны Франции бригадный генерал Франсуа Севез. Акт должен был вступить в действие 8 мая в 23 часа 1 минуту.

Генерал Суслопаров, который на тот момент был начальником советской военной миссии в Париже, оказался в трудной ситуации. С одной стороны, он не мог отказаться от участия в церемонии, с другой – Москва тянула с утверждением текста акта капитуляции, и на тот момент всё ещё не было высокого разрешения поставить подпись. Тем не менее Суслопаров взял на себя ответственность и подписал документ.

Некоторые историки говорят, что при этом наш представитель настоял на включении в текст протокола примечания, в котором говорилось о возможности подписания другого, более совершенного акта капитуляции. Однако, по другим источникам, этот пункт уже был включён в исходный текст, разработанный ещё в 1944 году. Так или иначе, но когда Суслопаров вернулся в дипмиссию, его ждал неприятный сюрприз – ответ из Москвы всё-таки пришёл, и в нём генералу категорически запрещалось подписывать какие-либо документы. Однако дело было сделано, Англия и США, несмотря на протесты Сталина, объявили о капитуляции Германии, которая наступала, согласно акту, 8 мая. Именно поэтому Европа и Америка празднуют День Победы в этот день.

Тем не менее Советский Союз опротестовал подписанный акт и предложил подписать другой, но уже не в Реймсе, а в Берлине. Союзники пожали плечами, но согласились. Окончательный акт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Карлхорсте – берлинском предместье. Свои подписи под ним поставили маршал Жуков от советской стороны, маршал Теддер — от союзной, Кейтель, Штумпф и Фридебург — от немецкой. Генерал Суслопаров тоже присутствовал на этой церемонии.

Политические игры сработали и на этот раз. Сначала Эйзенхауэр, как главнокомандующий союзных войск, хотел подписать второй акт самостоятельно, но его остановил Черчилль, заметив, что если уж в Реймсе тот не принимал участия в церемонии, то не стоит этого делать и в Берлине. Логика проста – поставив подпись под берлинским документом, главнокомандующий союзными войсками как бы возвышал его над реймским актом, подписанным всего лишь начальниками штабов.

Надо сказать, различия этих двух документов минимальны и не несут принципиального характера. Даже время вступления в силу было одно и то же – 8 мая в 23 часа 1 минуту по центральноевропейскому времени, а по московскому – 9 мая в 1 час 1 минуту. В Советском Союзе объявление о победе прозвучало по радио 9 мая в 2 часа 10 минут. Обнародование факта и стало точкой отсчёта и днём празднования Дня Победы в Советском Союзе и современной России. В этот же день в Москве был организован орудийный салют, который стал главным атрибутом праздника.

Что же касается Суслопарова, то его «самоуправство» никак не сказалось на его карьере. Он не попал в очередную волну репрессий, спокойно дослужил до пенсии и умер в 70-х годах прошлого века. Очевидно, он был слишком значимой фигурой в мировом масштабе, поэтому советское руководство не стало из-за него ссориться с бывшими союзниками, найдя для этого другие причины. Но это уже другая история.

 

Яндекс.Метрика