Мне кажется, всё великое начинается с малого, с идеи. Словно лампочка, она загорается ярким светом в голове человека и заставляет его проходить тысячи километров, проплывать бескрайние моря и океаны, покорять вершины гор.
У молодой команды туристического клуба «Баджал», которым руководил мой дедушка Василий Илларионович Муравьёв, такая «лампочка» тоже горела давно и ярко. Они мечтали совершить велопробег длиной 8809 км по маршруту Москва – Комсомольск-на-Амуре и приурочить его к 50-летию нашего города. Со своей задумкой ребята обратились к секретарю партийного комитета авиационного завода Евгению Хорошилову. Он сказал, что близится 40-летний юбилей Победы и есть идея создать мемориал с использованием легендарного бомбардировщика Ил-4, который выпускался на заводе во время войны.
— Найдёте самолёт, участвовавший в боевых действиях, мы поможем вам в осуществлении вашей давней мечты, — сказал Евгений Николаевич.
Закипела работа. Туристы наметили три основных района поиска: Приморье и район Советской Гавани, Север в районе Тикси, линия Ленинград – Мурманск, где шли активные боевые действия. Начали поднимать архивы, вести переписку с геологами, начальниками аэропортов – со всеми, кто мог владеть информацией об останках самолёта. Планирование и общее руководство осуществлялось моим дедушкой. Всего в экспедиции было задействовано 15 человек.
Самым перспективным оказался район Кольского полуострова. Из рассказов геолога выяснилось, что возле озера Паий-Аккъяур находится целое кладбище самолётов, среди которых есть и Ил-4. Туда и отправилась команда из шести человек во главе с моим дедом.
Группе повезло. В посёлке Сафоново, что недалеко от Мурманска, базировалась воинская часть, в которой под открытым небом был организован музей самолётов времён Великой Отечественной войны. Каких самолётов там только не было! Советские, английские, немецкие, среди них был и красавец Ил-4. Ребята сразу же положили глаз на «стального пегаса», но их пыл остудил директор музея – Владлен Бондаренко.
— Ребятки, надо искать, и никаких гвоздей! — сказал он с улыбкой на лице.
Потом показал точки на карте, где предположительно могут находиться останки искомого самолёта. У истока Малой Печенги, по словам местных жителей, были замечены обломки большого самолёта. Может, это Ил-4? Экспедиция отправляется пешком. Путь к месту поиска был тяжёлым. Двигаться вдоль русла практически нереально — болота, мари. Карликовые берёзы, ивы мешали движению, цеплялись за ноги. Идти было очень опасно, того и гляди угодишь в зыбун, засосёт моментально. Таких ситуаций было немало, но участники экспедиции мужественно перенесли все трудности.
И вот наступил долгожданный час – Ил-4 найден в болоте Краснощелье. Этот бомбардировщик участвовал в боях 1943 года и летал до конца войны. На нём воевал Герой Советского Союза Константин Шкаруба. Лётчик сражался с врагом с беззаветной храбростью, мужеством и отвагой, не щадя своей жизни. В 1945 году, когда самолёт возвращался на базу в Архангельск, у него отказал двигатель и он совершил вынужденную посадку.
— Долго мы его вытаскивали из болота, крепким орешком оказался, — вспоминает дедушка. — Помогли нам вертолётчики. Даже такой мощный вертолёт, как Ми-6, только с десятой попытки смог поднять и доставить его на аэродром в посёлок Сафоново.
Радости парней не было конца! Все прыгали, как дети.
Но работа на этом не закончилась. Предстояло подготовить самолёт к транспортировке в Комсомольск. У бомбардировщика отстыковали крылья, погрузили его в вагон и по рельсам отправили на другой конец нашей страны. Задача была выполнена!
Позже самолёт был отреставрирован и установлен в качестве мемориала на нашем авиазаводе имени Ю.А.Гагарина. А туристы совершили свой долгожданный велопробег из Москвы в Комсомольск-на-Амуре к 50-летию нашего любимого города!
Материал подготовила Кристина Ткаченко