СТРАШНЕЕ КРСОИ ЗВЕРЯ НЕТ

Администрация города провела информационную встречу с населением Ленинского округа по вопросам перерасчёта платы за коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) по итогам 2022 года.

Встреча проходила 14 марта в здании бывшей администрации Ленинского округа, зал еле смог вместить желающих услышать разъяснения. На разговор с людьми пришли двое: начальник отдела по работе с населением администрации города Максим Якушев и зампредседателя общественного совета города Марина Казанцева. Руководителей управляющих компаний предусмотрительно звать не стали, чтобы встреча не превратилась в яростный шквал обвинений со стороны жильцов. Это помогло, но не очень.

Причина

Максим Якушев объяснил, что причиной появления больших сумм в платёжках за ЖКУ стало Постановление Правительства РФ № 92, принятое 3 февраля 2022 года и вступившее в силу 1 сентября того же года. Документ обязал управляющие организации сделать  собственникам жилья перерасчёт платы за КР на СОИ по итогам 2022-го  исходя из показаний общедомовых приборов учёта. Суть нововведения в том, что раньше люди платили за содержание общедомового имущества по нормативу, утверждённому правительством края, а теперь им надо полностью оплачивать фактический расход энергоресурсов на своём доме, даже если он сверхнормативный.

Перерасчёт производится один раз за истекший год и в I квартале следующего вылезает в квитанциях за ЖКУ.

Изменения в порядке расчётов касаются лишь тех многоквартирных домов (МКД), где установлены общедомовые счётчики: там, где их нет, всё должно остаться по-прежнему. Но. В Комсомольске приборы учёта электроэнергии стоят практически на всех домах, а учёт расходования других ресурсов (горячая и холодная вода, канализация, отопление) налажен не везде. Поэтому в ходе информационной встречи разъяснения давались на примере платы за свет.

Порядок цифр

Марина Казанцева заявила, что суммы годовых перерасчётов за электричество в пределах 700 рублей у нас в городе воспринимаются как относительно небольшие. Гораздо чаще они колеблются в пределах 1500 – 3000 рублей. Хотя встречаются суммы и 7, и 9, и 14 тысяч.

Цифры она озвучила, исходя из своего опыта, потому что в общественном совете занимается как раз вопросами ЖКХ, а потому плотно общается с управляющими организациями и председателями советов МКД. К тому же сама является председателем ТСЖ «Тёплый ключ» на Дзёмгах.

Где справедливость?

Граждан особенно возмущало, что Постановление № 92 обязывает их платить не только за себя, но и за соседей-должников. В ответ Максим Якушев подчеркнул, что в документе нигде такого не сказано. Если, по мнению человека, начисленная сумма несправедлива, он вправе оспорить её в суде. Если просто откажется платить, то в суд подадут на него самого, и в итоге всё равно придётся отстаивать свою правоту там.

Марина Казанцева объяснила, в чём заключается подвох. Если по итогам года оказывается, что дом нажёг света больше, чем оплатили его жильцы за себя и за СОИ, то в большинстве случаев УК и жильцы могут лишь подозревать, что в этом виноваты какие-то неплательщики. Но выделить их в общем перерасходе – поимённо и с точными цифрами – бывает непросто. Без этих цифр в суд не пойдёшь, а по умолчанию вся задолженность МКД падает на СОИ. Так что да, добросовестные собственники жилья вынуждены платить и за соседей.

Кто виноват?

Максим Якушев уверил собравшихся, что перерасчёт за КР на СОИ не всегда приводит к необходимости что-то доплачивать. В Комсомольске есть обратные примеры, когда собственники жилья увидели в квитанциях отрицательные цифры. Эти случаи редки, но в домах, где налажены учёт и экономия ресурсов, а также системная работа с должниками, проблем не возникло.

Марина Казанцева подтвердила, что часть вины лежит на управляющих компаниях, которые в своё время недостаточно активно поработали с собственниками квартир. Но попеняла и самим жильцам:

– Я знаю, что общие собрания на домах проводятся (на этих словах зал недоверчиво и насмешливо загудел), только безрезультатно: из-за низкой посещаемости и отсутствия кворума они признаются несостоявшимися. Поверьте, я веду контроль за этой работой. Приходишь на собрание – там три человека. Стоит представитель УК, готовый с вами взаимодействовать, но у всех жильцов нашлись причины, по которым они не пришли на разговор.

По словам Казанцевой, ситуацию усугубляет и то, что в ряде случаев ресурсоснабжающие организации (РСО) недодают управляющим компаниям полную и точную информацию о должниках, которая помогла бы бороться с этим явлением. А такие сведения у РСО есть, потому что работа с задолженностью – их прямая обязанность.

Что делать?

Зампредседателя городского общественного совета дала несколько рекомендаций, обозначив своего рода дорожную карту по решению проблемы.

Во-первых, «максимально запасаться информацией со всех сторон – от управления ЖКХ, от Главного управления регионального государственного контроля Правительства Хабаровского края», чтобы разобраться в теме и начать действовать.

Во-вторых, добиться прозрачности в расчётах за КР на СОИ. То есть письменным заявлением потребовать от УК предоставить информацию, из чего сложилась сумма в вашей квитанции и какова общая задолженность по дому. Так можно проверить, насколько правильно она была распределена на всех. Далее через свою УК затребовать у поставщика энергоресурсов полные и точные данные по неплательщикам. Так можно понять  их долю в общедомовой задолженности.

В-третьих, добиться, чтобы УК системно работала с долгами собственников. И чтобы разобралась с хитрецами, которые платят не по счётчику, а по нормативу. Например, с квартирами, где прописан один, а живут и потребляют энергоресурсы несколько человек.

В-четвёртых, наладить учёт потребляемых ресурсов. В частности, потребовать от РСО установить недостающие на доме приборы учёта и утвердить график работ. Квартирные счётчики электричества вынести в коридор, чтобы старшие по дому/подъезду могли снимать показания централизованно и без задержек.

Наконец, заняться экономией энергии на своём доме.

В общем всё свелось к тому, что легко не будет и само не решится, поэтому собственникам было предложено брать инициативу и контроль в свои руки.

Перспективы

По словам организаторов встречи, жители города уже написали много жалоб в разные инстанции от прокуратуры до администрации президента, и в ответ пошла волна проверок. Так, управление ЖКХ администрации города сейчас тесно взаимодействует с управляющими организациями и запросило на проверку все документы, на основании которых делался перерасчёт.

В свою очередь управляющие организации выставляют претензии и судятся с РСО.

В конце встречи Марина Казанцева собрала имена и контакты у всех, кто имел вопросы и нуждался в рекомендациях, особенно упирала на то, чтобы записывались председатели советов МКД. Кроме того, анонсировала очередное заседание общественного совета города, которое состоится во II квартале этого года и будет посвящено как раз обсуждаемой проблеме. Готовясь к нему, члены совета собирают фактуру (претензии и ответы на них, положительный и отрицательный опыт работы управляющих организаций, результаты проверок и т.д.).

Андрей МЕЛЬНИКОВ. Фото автора

Яндекс.Метрика