БИТВА УМОВ, ИЛИ ШАХМАТНЫЙ ПРОРЫВ

Нет, это не шоу с наигранными результатами и криками зрителей в партере. Это серьёзные состязания, где стояла такая тишина, что можно услышать писк пролетающего комара, а каждая пара, сидя у доски, усиленно ломала голову над тем, каким будет следующий ход противника и что ему противопоставить, чтобы не услышать в ответ: «Шах и мат!».

Сразу после праздников — 10, 11, 15, 16 и 17 мая в здании дзёмгинского корпуса Дворца творчества детей и молодёжи по улице Советской, 8, проходил муниципальный этап краевого командного турнира по шахматам «Шахматный прорыв». Он объединил многих школьников-любителей этой замечательной интеллектуальной игры. 24 команды (а это 96 участников!) из разных школ города сражались за звание сильнейших. Главным судьёй соревнований выступил судья третьей категории по шахматам, математик, педагог Дворца творчества Николай Юрьевич Кривцов, который всю жизнь посвятил обучению детей.

Помощником педагога стал его ученик – 12-летний Вячеслав Оботуров, который занимается в объединении «Шахматы» шесть лет. Мальчик имеет хорошие навыки в судействе, сам опытный и ответственный игрок. Поэтому учитель с лёгкостью доверил ему следить за дисциплиной в ходе турнира, фиксировать нарушения в виде невозможных ходов, проверять временной регламент.

Самыми младшими участниками стали первоклассники из школы № 37. На таком серьёзном турнире дети впервые, но уже имеют некоторые успехи, а ещё огромное желание и стремление идти дальше и побеждать. Их учитель Мария Владимировна Валерич рассказала, что в детстве сама любила играть в шахматы. Недавно случайно сыгранная в гостях с другом партия с новой силой пробудила в ней интерес к шахматам. Мария даже прошла серьёзные курсы в Интернете, благодаря которым теперь может обучать детей тонкостям игры.

– Мои первоклашки буквально бегут на эти занятия, – признаётся учитель. – Правда, уроки проходят лишь раз в неделю, и этого, конечно, недостаточно, чтобы раскрыть весь их потенциал. Поэтому часто ученики просят меня сыграть с ними на перемене. С начала года мы изучали теорию и сейчас очень рады, что некоторые элементы и рокировки дети могут использовать на практике сами. Тренировки уже приносят свои плоды: у ребят повысилась успеваемость по всем предметам.

Педагоги очень рады, что сейчас в XXI веке немало детей выбирают интеллектуальную игру вместо гаджетов. На турнире многие из ребят поделились, что предпочитают шахматы, потому что любят думать, а эта игра даёт возможности развиваться и мыслить нестандартно. Шахматы для них – это развлечение, в котором они создают свои подходы и «фишки».

В первые дни играли ученики начальной школы, среди которых оказалось немало серьёзных соперников. Так, Михаил Стреха, ученик 4 «А» класса школы № 27, не имея специальной подготовки в студии или клубе, на момент нашего с ним знакомства успел выиграть две партии. Первая окончилась чистым матом, а во второй было два невозможных хода, принёсших оппоненту поражение. Говоря об уровне сложности, мальчик признался:

–  С соперниками было играть легче, чем с дедушкой.

Любовь к шахматам мальчику привил с раннего детства его дедушка Алексей Николаевич.

– В первую очередь шахматы для меня – игра стратегическая, – рассуждает Михаил. – В ней для победы необходимо продумывать ходы наперёд. Это очень помогает и в обычной жизни планировать свою деятельность.

Десятилетний Матвей Фалеев стремится добиться высоких результатов, чтобы в будущем стать гроссмейстером. Сегодня же начинающий шахматист учится в 4 «Б» гимназии № 9.

– С 2018 года я начал заниматься в городском шахматном клубе, благодаря чему повысил свой уровень. Почувствовав первые успехи, я ещё больше заинтересовался шахматами,– рассказал нам Матвей в перерыве после того, как выиграл две партии.

Первая далась ему легко, так как соперник просто не пришёл на турнир. Вторая партия, по словам мальчика, также не была трудной, он с лёгкостью переиграл соперника из 42-й школы в позиционной игре и очень был рад этому. Для Матвея нынешний турнир оказался не первым, поэтому мальчик был спокоен и готов к любым ходам своего соперника.

Никита Мингареев учится в 7 «А» Инженерной школы. Любит математику, физику и английский язык. Занимается в объединении «Шахматы» у Николая Кривцова с пяти лет. За время обучения не раз одерживал крупные победы. Однажды завоевал первое место на первенстве Хабаровского края в возрастной категории до девяти лет. Играл в ДВФУ во Владивостоке и занял третье место на первенстве Дальнего Востока. Также Никита имеет за плечами опыт всероссийских соревнований в Челябинске, где, несмотря на хорошую подготовку соперников, стал победителем.

– С шахматами меня впервые познакомил отец, когда мне было три года, – вспоминает мальчик, – а с четырёх лет я уже начал заниматься у Николая Юрьевича Кривцова. Мне нравится ходить на турниры: иногда это весело, иногда заставляет подумать. Как шахматист люблю играть нестандартные дебюты, начинать игру по-своему. Нахожу какие-то новые решения, обучаясь дополнительно в Ютубе, к уже известных ходам добавляю что-то своё. Шахматы я сравнил бы с самой жизнью, в которой нужно постоянно думать. К тому же здесь есть свои «пешки» и «короли». На этом турнире чувствую себя легко. Вызвала улыбку одна нестандартная ситуация: на доске встретились сразу четыре коня, но мне удалось успешно завершить партию. В целом наша команда сыграла несколько партий с ребятами из других школ и во всех лидирует.

Одни команды сменяют другие. Никто из участников не знает заранее, с кем ему придётся сразиться. Каждый раз ребят ждут новые повороты и хитрые ходы соперника, и к любым неожиданностям шахматист старается подходить основательно, обдуманно. В этой нелёгкой битве не нужны кулаки – здесь ценятся гибкость ума и находчивость, а в выигрыше оказывается тот, кто сумеет понять тактику противника и применить беспроигрышную стратегию.

Шестидневный марафон «Шахматный прорыв» завершился 18 мая. По результатам турнира среди 1 — 4-х классов победителем стала 9-я гимназия, второе место заняла 3-я школа, третье – у школы № 16.

Среди 5 — 9-х классов первое место завоевала команда Инженерной школа, на втором оказалась команда школы № 27 и на третьем – опять школа № 16.

От городского управления образования были вручены дипломы командам и их руководителям. Поздравляем всех участников и победителей с состоявшимся спортивным событием и желаем всем успехов в следующих играх!

Автор: Анна БОЛДЫРЕВА, руководитель объединения «Юный журналист» городского Дворца творчества детей и молодёжи. Фото автора

Яндекс.Метрика