Ольга ШАКИРОВА: У химиков особое видение мира

В последнее воскресенье мая в России традиционно отмечают День химика. Это праздник специалистов, которые знают все о химическом составе любого вещества, изучают их свойства и проводят различные опыты.

Профессия химика востребована в промышленном производстве, в том числе на современных металлургических предприятиях. Там химики могут проявить себя в разных направлениях – от анализа экологических показателей до контроля технологических процессов. Два года назад в Комсомольском-на-Амуре государственном университете (КнАГУ) была открыта новая специальность – «Технологии переработки полезных ископаемых и извлечения драгоценных металлов».

О специфике обучения и практической подготовке химиков мы поговорили с завкафедрой «Химия и технические технологии», доктором химических наук, доцентом КнАГУ Ольгой ШАКИРОВОЙ.

— Ольга Григорьевна, современный химик – какой он сегодня? Какими качествами должен обладать? И в каких отраслях востребована эта профессия?

—  У химиков особое видение мира. Такие специалисты стремятся докопаться до сути процесса, узнать, из чего состоит тот или иной материал, как устроены химические процессы. Для этого, как мне кажется, они должны быть внимательными, ответственными, усидчивыми, а также обладать способностью к анализу и систематизации. А в условиях стремительного развития современных технологий специалистам-химикам не помешает гибкость мышления. Убеждена, что без искреннего интереса к химии тяжело в дальнейшем добиться профессиональных успехов.

Лично я поняла, что хочу быть химиком сразу, как только этот предмет появился у нас в школе. В КнАГУ работаю уже много лет, преподаю химические дисциплины у студентов первого и второго курсов. Уровень подготовки наших выпускников всегда был и остаётся высоким. Они могут трудоустроиться на промышленное производство любого профиля, а сейчас есть большая потребность в химиках. Поступают заявки от Амурского гидрометаллургического комбината компании «Полиметалл» в Амурске, от судостроительного и авиазавода в Комсомольске-на-Амуре, а также горводоканала, молокозавода и других предприятий, при которых работают лаборатории и есть контроль качества продукции.

 — Почему назрела необходимость открытия новой специальности? Чья была инициатива?

— Наш вуз тесно сотрудничает с Амурским ГМК. Предприятие успешно развивается, сейчас там продолжается строительство второй автоклавной линии на производстве. Естественно, расширяется штат, в том числе нужны и химики. Несколько лет назад представители предприятия обратились в наш вуз, у комбината была потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому мы совместно разработали новый профиль обучения – «Технологии переработки полезных ископаемых и извлечения драгоценных металлов». В первом наборе было 24 человека, во втором – 26. На предстоящий учебный год выделено уже 30 бюджетных мест. Для поступления необходимы результаты единого госэкзамена по профильной математике и русскому языку, а также одному из предметов на выбор: физике, химии или информатике и ИКТ. Если студент поступил в университет после техникума, то он сдаёт те же экзамены, но внутри КнАГУ. Поступить на новую специальность можно будет и после окончания вуза, но в этом случае обучение будет платным.

— Сколько длится обучение и что будут изучать студенты? Кем в итоге смогут работать выпускники?

Обучение на бакалавриате длится четыре года. Первые два года студенты осваивают общие дисциплины. Затем ещё два – изучают предметы, связанные с конкретным направлением профессиональной деятельности. Студентам нового профиля объясняют, что представляет собой производственный процесс и как его организовать, знакомят с применяемыми технологиями, видами исследований сырья и материалов, а также регламентами и стандартами, принятыми в металлургической отрасли. В итоге выпускники получают возможность проводить лабораторные исследования, разрабатывать новые технологии использования и обогащения полезных ископаемых, внедрять экологические проекты.

При желании после бакалавриата студенты смогут продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

— Как проходят практические занятия студентов? Какие исследования они проводят?

— Химия — экспериментальная наука. Поэтому программой обучения предусмотрено много практических занятий. Сейчас студенты проводят анализ химических веществ, изучают их состав и свойства, поэтому по большей части работают с колбами и пробирками. Причём если на первом курсе реактивы для практикумов готовит инженер-технолог, то на втором ребята уже делают это самостоятельно: взвешивают и смешивают пробы, получая необходимый результат. На третьем курсе студенты ещё больше укрепят свои практические знания. Наша задача – научить будущих специалистов-химиков работе на разном оборудовании: это и хроматограф, и флюоресцентный спектрометр, и муфельная печь.

— Планируются ли дополнительные шаги по усовершенствованию учебного процесса?

– В прошлом году в рамках партнёрства с Амурским ГМК решили усовершенствовать действующую научно-исследовательскую химическую лабораторию. Сейчас идёт плановая закупка мебели. В основном лаборатория будет специализирована под переработку золота – поэтому появится новое более мощное оборудование. А для обеспечения его бесперебойной работы планируется обновить электропроводку. Замене подлежат и канализационные трубы, которые в процессе проведения практических занятий были испорчены кислотами и щелочами. Также в лаборатории установят пыльные и вытяжные шкафы для работы с летучими веществами. Отремонтирована будет система вентиляции. Если раньше реагенты перемешивали вручную, сейчас у нас есть электронные мешалки. Открыть обновленную лабораторию планируем в сентябре, к началу нового учебного года.

— Уже состоялось два набора студентов на новую специальность. Как проходит обучение, каковы результаты сессий? Как проявляют себя молодые люди?

– Своими знаниями студенты меня радуют. Многие из них умеют работать с химическими веществами и качественно выполняют лабораторные задания. В каждой группе восемь человек получают стипендию за хорошую учёбу. Есть у нас и отличники, например, староста второго курса новой специальности. Вообще, у нас довольно разновозрастные студенты. Есть такие, которые приходят после школы и техникума, а есть и уже состоявшиеся специалисты, получающие образование для повышения своей квалификации и дальнейшего продвижения по карьерной лестнице у себя на предприятии.

— Выстроена ли связь между вузовской теорией и реальным производством на практике?

— Безусловно, в основном вуз даёт хорошую теоретическую базу. Но студентам важно видеть, как выстроен технологический процесс на конкретном предприятии. Выпускники новой специальности в большинстве своём ориентированы на работу в металлургической отрасли. И уже этим летом будущие химики впервые отправятся на Амурский ГМК на практику, которая продлится две недели. Практиканты познакомятся поближе с работой АГМК. Каждый из них получит индивидуальное задание от руководителя из вуза. Впереди, после третьего курса, студентов ждёт производственная практика, а также преддипломная на четвёртом. Затем при защите выпускной квалификационной работы выпускникам предстоит показать, чему же их научили за четыре года в вузе.

Стоит отметить, что на время практики за каждым нашим студентом от комбината закрепляются опытные наставники, они помогают ребятам определиться с темой курсовых и дипломных работ, предоставляют необходимые материалы для их подготовки. Кстати, практика полностью оплачивается комбинатом, что очень мотивирует студентов. После успешного прохождения практики и окончания учебы у выпускников есть отличная возможность устроиться на Амурский ГМК.

Пользуясь случаем, Ольга Шакирова поздравила своих коллег и студентов с прошедшим праздником, пожелала интересной работы и новых открытий.

Яндекс.Метрика