СЕРЕБРО И ЗОЛОТО АМУРСКОГО ИЮНЯ

*  *  *

Народился первый месяц дальневосточного лета. Самая благоприятная пора для тесного общения с природой края. 2 июня мы с Виктором Лозинским отправились на красивейшие места в район посёлка Молодёжного. Какие там зелёные в цветочках поля, а какие многочисленные Амурские протоки! Птицы поют весёлые летние песни. Как пахнет воздух! Впрочем, эти места очень схожи с нашими окрестностями разливов озера Мылки. Живительная сила природы Хабаровского края! По берегам проток восседают удильщики – кто с удочками, а кто со спиннингами. В уловах – караси, кони, косатки и лещики. Мы предлагаем рыбке червей и сразу привлекаем косаток.

– Ух, ты, колючие скрипунчики!

Желанные караси не успевают клевать, но у меня есть решение этого вопроса, которое нередко помогает.

Полезный совет. Сначала на крючок я насаживаю червячка, а после кусочек от свежепойманного конька-пестряка. Так рыжие «акулки» не сразу объедают червей, а в какой-то момент карась умудряется захватить добычу-бутерброд: он тоже иногда поедает рыбье мясо.

Вскоре у нас в улове появились сомик, лещик и караси, о которых и пришла очередь рассказать.

Полезное знание. Карась амурский серебряный внешне похож на сазана, как, впрочем, и на водоёмах других регионов. Но он не имеет усиков. Чешуя крупная и чаще всего серебристо-серая. Но в зависимости от среды обитания амурские караси могут иметь золотистый и чёрный цвета чешуи.

Караси относятся к рыбам семейства Карповые. Их родственником является сазан. Караси и сазаны могут скрещиваться между собой, и в результате появляется гибридное потомство. Спинной плавник длинный, слегка выемчатый. В боковой линии 29-37 чешуек. Некоторые виды переносят засуху или заморозки, зарывшись в ил на глубину до 70 см.

Допустимый минимальный размер к вылову в замкнутых (не связанных протоками с руслом и притоками реки Амур) озёрах Хабаровского края по Правилам – 18,0 см. В бассейне реки Амур и других водоёмах – 20,0 см. Суточная норма вылова карася составляет 20 штук. В случаях пребывания на водоёме в течение двух суток норма увеличивается вдвое.

Карась амурский золотистый

Милый душе и сердцу большинства рыболовов от мала до велика, карась, в основном легкодоступен. Даже в пригородной сети проточек и заливчиков озёр можно насладиться отменным карасиным клёвом. Трудно поверить, но рыбак из посёлка им. Полины Осипенко утверждал мне, что рядом с домом в старице реки Амгунь ловил карасей до 4 кг! Мне пришлось переспросить: «А не сазан ли это был?» Да только такой укор в глазах знатного карасятника прочёл, что не стал задавать других вопросов. Впрочем, об этом говорят и учёные. Мой товарищ Владимир Макухин доложил мне о пойманном на удочку с червём карасе весом 2,5 кг.

И было это в районе села Нижние Халбы. Мои самые крупные экземпляры весили 1,1 и 1,2 кг.

*  *  *

Через день мы выехали на берег Пивани. Я очень люблю это место, оно недалеко от города, но уловы рыбы нередко бывают отличными. Попадаются и рекордные экземпляры различных видов подводных обитателей. Среди них числится и мой сом весом в 25 кг! Но самое привлекательное – это то, что напротив стоит наш город, и это придаёт рыбной ловле своеобразный колорит.

Здесь и озеро с протокой, и Пиваньская скала, сквозь которую проходит заброшенный тоннель. Это давняя история организации ж/д моста через Амур. Я нередко встречаю здесь туристов-исследователей истории.

Нас четверо товарищей, и мы устроились под первой крутой скалой. Здесь глубоко, тугая струя подходит к берегу, и значит по ней проходят рыбьи тропы. Для начала июня необычайно холодно. Вчера в горах выпал снег, и сильный северный ветер принёс в наши края неожиданную стужу. Но рыболовы устойчиво стояли на ногах, и рыбка ловилась! На мушки донных амортизаторов пошли кони, толстолобики, уклеи, верхогляды, монгольские краснопёры, жерехи, щуки. Попался сом и немало краснокнижниц-аух. Среди мелочи были особи до 2 кг. Этих положено отпускать. Порадовали и судаки: мне попались парочка молодых и тройка хороших клыкастых рыб на глубинную мушку! Я по-прежнему постоянно восторгаюсь этими западными переселенцами. Красивые рыбы!

Сегодня в нашей компании молодой рыболов Антон. Он очень старается. Мушки у парня свои, очень правильные, поэтому и улов отличный. Даже четыре щуки выловил. У нас с Сергеем Малеевым клевала и тройка очень сильных рыб. Увы и ах! Я сумел подтянуть очередной трофей только на 1,5 м, а затем рыбина так рванула на глубину, что я даже вскрикнул! Похоже, что это был сазан, так и не ставший трофеем. Теперь расскажем и о нём – гладиаторе амурских глубин.

Полезное знание. Сазан амурский внешне похож на карася, но тело гораздо толще. У сазана две пары коротких усиков. Спинной плавник длинный. Рот полунижний. Чешуя очень крупная. Сазаны Амура имеют две формы тела: высокую и прогонистую. Бывают трёх окрасов: золотистые, серебристые и тёмные (иногда почти чёрные), что зависит от среды обитания. На окрас рыб влияют воды основного русла, проток или озёр. Но в Амуре водятся и сазаны с необычайно ярким золотистым окрасом. На искусственную мушку донного амортизатора я поймал одну такую редкую особь. Весила рыбина 8,2 кг. Отправил фото и описание в ХБТИНРО и получил неожиданный ответ. Оказывается, что это помесь нашего дикого амурского сазана с китайской золотой рыбкой. Невероятно! Амурские сазаны мечут икру порционно до трёх раз за лето. Так природа сохраняет его популяцию. Говорят, что сазаны даже участвуют в нересте амурского карася, так как самцов карася намного меньше, чем самок.

Дальневосточные учёные утверждают, что сазаны в реке Амур достигали веса до 32 кг при длине 1,5 метра. Мне доводилось держать в руках сазана весом более 16 кг. Слышал о сазане весом 25 кг. Мой самый крупный трофей, пойманный на мушку, весил 10,2 кг. Допустимый минимальный размер к вылову по Правилам – 42 см. Суточная норма вылова по Правилам Хабаровского края – пять рыб. Двухдневная норма – десять.

Сазан в кулинарии отличен во всех видах готовок: в ухе, жарке, запекании, особо в холодном или горячем копчении, очень хорош в тале. По высказываниям профессиональных специалистов, мясо сазана максимально приближено к говяжьему.

Сазан, пойманный на карп-фишинг

В этом сезоне открытой воды среди моих близких товарищей пока нет крупных экземпляров поимки сазанов на мушки донных амортизаторов. А вот один знакомый сообщил о том, что он старается ловить мушками только сазанов. И в этом есть простое объяснение: он с другом завозит груз донного амортизатора на 50 м. В результате в этом сезоне пойманы особи от 5 до 13 кг!

В этот день со мной поделился опасной лесной новостью дачник-рыболов:

– Представляешь! Я на днях очень сильно захотел на рыбалку. Встал с постели ещё до рассвета. Иду с фонариком на лбу, прохожу первую скалу и вижу, что на моём любимом месте уже суетятся рыболовы с мерцающими лучиками фонариков. Подхожу ближе, а это три медведя! Мать и два малыша! Перепугался и давай кричать и камнями кидаться… Благо они рванули в сопку. Ох, и натерпелся!

– Очень понимаю! Мать с дитятками очень агрессивная. А на этих местах они впервые. Раньше приходили разве что в большой распадок Пивани. А кидать камнями в зверей, думаю, очень опасно. Следует неспешно уйти обратно. Побережёмся…

*  *  *

Мы ещё несколько раз побывали на Пивани. К разнообразию видов рыб добавился сазанчик. Глубинная донка с чёрным хлебом и пастой из семян льна принесла трёх лещей. Один был чёрным. Это – краснокнижник.

Чёрный лещ — Краснокнижник

В моём классе новых учеников появился молодой рыболов сосед Никита. С первого дня смышлёный парень стал добиваться неплохих результатов. Растёт племя рыболовов-спортсменов и любителей!

В июне появляются самые различные насекомые и начинают питаться цветочной пыльцой и нектарами. В это время амурская рыба начинает быть разборчивой к питанию и переходит на насекомых. Для донного амортизатора в ход идут более сложные искусственные мушки в виде кузнечиков, бабочек, мотыльков, ос и т.п. Как правило, они трёхцветные, с крылышками, лапками и усиками. Или связанные с применением силиконовых оранжевых брюшков.

Мастер-класс. Связать летнюю уловистую мушку можно следующим образом. К крючку № 12 с длинной ножкой привязываем поводок. Из пластмассы вырезаем цветные квадратики 5х5 мм: красные, жёлтые, зелёные. Шилом проделываем в них отверстия, равные диаметру крючка. Нарезаем кубики из мягкого поплавочного материала со сторонами рёбер 3 мм. Кубик продеваем через жало крючка к колечку, следом красный квадратик, опять кубик и жёлтый квадратик, кубик и зелёный квадратик – и в таком порядке до изгиба крючка. Здесь привязываем хвостик из нитей красно-розового цвета. Теперь накрутим чёрную нитку возле колечка – это головка обманки. Привязываем лапки-усики из нитей люрекса золотистого, голубого, красного цветов и крылышки из розового детского банта с перламутровым отливом. Можно использовать современные нити («лапшу») из силикона.

*  *  *

В связи с этим я вспомнил очень забавную историю. Ближайшие выходные могли закинуть нас на добычливое место у села Малмыж, поэтому с вечера текущей недели шла очень тщательная подготовка к поездке. Я подрабатывал свои, проверенные годами мушки, а сосед, Сергей Иващук, решил в корне поменять свой комплект самоделок. Он имел твёрдое личное мнение: «Мои мушки всё равно похожи на мальков и козявок. Где рыба есть, то я, как пить дать, свою норму отловлю». Но за совместные рыбалки Сергей Иванович понял, что обманки чем соблазнительнее, тем уловистее. Сосед по площадке достал из шкафа «вроде старое», как ему показалось, шёлковое платье жены и порезал его на лоскуты. «Смотри, Смирнов, какие будут клёвые крылышки у бабочек! Бледно-жёлто-салатные. Точно как у летающих подёнок. Ох, и порыбачу!» Июньский денёк приветливо встретил нас на скалистом берегу. Расположившись за высокой скалой, я не видел, как идут дела у соседа. Через часок он наведался ко мне сам.

– Ну, как дела? Не как сажа бела?

– Да вот, слабовато. Несколько коней, сом, пара уклеев, – скучно отвечаю гостю.

– А у меня тоже крупной рыбы нет. Зато уклеи ловятся, как оглашенные. Уже со счёту сбился. Если одну котлету из них сделать, то, пожалуй, килограммов на десять потянет. И что ты думаешь? Хватают на мушки с крылышками от Лидиного платья!

Я громко рассмеялся от неожиданного заявления товарища.

– Хочешь, возьми лоскут. Вот, прихватил на всякий случай, – предложил мне Иващук «вкусную» материю.

– Не надо, спасибо.

Через час я отправляюсь к преуспевающему «мастеру-закройщику». Сергей бойко вытягивает «резинкой» на солнечный бережок иной раз сразу по две-три мерных «чехони». Небольшие хищницы в 200-400 г. горят серебряными боками-зеркалами.

–  Красота тут у тебя, – хвалю довольного дружка.

– Не за крыльями пришёл? – усмехнулся Сергей.

– Да… Летать, так летать. Ловить, так ловить! Я им помашу рукой… Помнишь, почти, как в песне у Александра Розенбаума, когда он к нам с концертом приезжал на стадион «Авангард»?

Я привязал ниткой лакомые крылышки к нескольким мушкам и тоже принялся увлеченно отлавливать жирующих уклеев. Иногда на меня накатывался весёлый хохоток. Я представлял строгую соседку Лиду, когда она увидит без разрешения порезанное платье. По возвращении так и вышло: товарищу здорово досталось. Благо соседка очень любила вяленых уклеев, и это спасло Сергея от большого наказания…

Полезное знание. Уклей внешне похож на верхогляда, но острый киль тянется по всему брюшку. Может именоваться острогрудкой амурской. Но не чехонью, как её называют местные рыболовы. Достигает длины до 33 см и веса до 0,7 кг. Тело серебристое, сильно сжатое с боков, спинка сероватая. В спинном плавнике колючий луч. Нижние плавники с розовато-малиновым отливом. Чешуя средняя. В боковой линии 66-73 чешуйки. В Амуре водятся и горбушки – рыбы похожие на уклея. У них за затылком начинается очень крутой подъём (горб), а острый киль проходит позади грудных плавников. В моих уловах числится немало самых крупных уклеев.

В кулинарии уклей отличен в вяленом виде, хорош и в жареном виде, шинкованный по-карасиному.

*  *  *

В этом году низкая вода держится довольно долго, и это вносит свои коррективы в технику ловли рыбы донным амортизатором. Дело в том, что скалистая бровка русла Амура становится ближе, и резинка снасти, а то и приманки начинают «скоблить» острый край. В результате вся снасть перестаёт правильно работать и рвётся.

Полезный совет. Как правило, рыболовы посылают груз донного амортизатора на 33-35 м. В малую воду на этом расстоянии и захватывается бровка. Можно уменьшить длину заброса и настроить снасть технически нормально. В другом случае, если позволяет течение, можно завезти снасть на лодке на большое расстояние порядка 45-50 м. Оставить минимум мушек, которые будут играть за пределами бровки, а следом отрегулировать величину их подъёма и самой резинки поплавками.

Мой брат Сергей – отличный рыболов. Есть люди, которым это даётся с рождения. Он правильно «читает» воду и понимает рыбу как в горных реках, так и в Амуре. Его рыболовные самодельные снасти безупречны. В эти дни брат отправился с ночёвкой за район Совхозной протоки на русло Амура. Использовал донки с красными червями и мясо ракушек, в итоге наловил четыре десятка крупных косаток-скрипунов, пару сомов, судака и два сазана весом 3,5 и 4 кг!

– А сазаны попались на червей! – сообщает с восторгом брат. – Как-то «гладиаторы» Амура успели опередить косаток. А ещё поймал чебачка, наживил его за хвост и поймал щуку весом 1,5 кг! Затем через неделю повторил выезд и привёз домой коней, трегуба и трёх судаков. Двух по 1,5 кг, а одного на 3,5 кг!

– Молодец! Очень интересная и захватывающая летняя рыбалка!

На острове Кеори Илья Мордовин успешно ловил лещей и сазанов. А по щукам со спиннингом он успешно прошёл не один квадратный километр наших озёр. Виктор Лозинский с Александром Гамалием – заядлые любители ловли верхоглядов спиннингами на блёсны и воблеры. В очередной выезд на Хуммийскую протоку они достигли лучших результатов, чем в мае. Промыслового частика стало больше. Затем Виктора порадовали монгольские краснопёры, а один день спиннинговой рыбалки принёс товарищам сенсацию десятилетия. Если для донного амортизатора за день можно начитать 10-15 видов рыб, то блеснение спиннингом в основном даёт только 1-3 вида. На блёсны рыболовы поймали шесть видов хищных рыб. Верхогляда, монгольского краснопёра, щуку, сома, судака и окуня-ауху! Вскоре ребята выловили и верхогляда весом на 4 кг!

И я побывал с Виктором Лозинским на впечатляющих местах Хуммийских песчаных кос. На тихой водной глади проток плещется мелкая и очень крупная рыба. Хорошо видны перепады глубин. На гнездованиях суетятся многочисленные крачки, десяток длинноклювых цапель парят над берегами. Четвёрка юных утят смешно семенит по урезу воды. Так забавно познают мир, что вспоминается «Танец маленьких утят». Высоко в небе парит орлан-белохвост: берегись и птица, и рыба!

С берега и с лодки под якорем на блёсны и джиг у нас пошла захватывающая рыбалка. Особо бойко ловились монгольские краснопёры. Была парочка молодых верхоглядов, а под вечер мы взяли по хорошей щуке! Здорово!

С племянником Женей Виктор совершил путешествие на лодке в район ниже села Бельго, и там ждал успех! На фидер попался зачётный сазан, а на донный амортизатор с мушками – сом до 4 кг и несколько судаков. Его коллега в эти дни на джиг-головку поймал щуку весом 3,5 кг и сома на 5 кг. А дачник Пивани застал хороший ход жереха амурского. Прямо у пристани теплохода «ОМ» спиннингом наловился досыта. Как и зимой, летом на разную рыбу должны быть в арсенале спиннингиста самые разнообразные приманки.

Леонид Животовский с другом Виталием побывали ещё дальше. За посёлком Чёрный мыс их буквально атаковали косяки судаков-перенселенцев. Даже по три штуки садились на снасть! Вот как близко батюшка Амур приблизился к Волге-матушке! Была другая рыба, а ещё и пара сазанов попалась!

В эти дни мне позвонили двое молодых рыболовов и попросили объяснить, почему резко перестала ловиться щука на просторах Мылок. На удивление и у меня не было ни одного выхода этой многочисленной ныне хищной рыбы. Конечно, причин много. Но прежде всего это потепление воды, наличие массы кормовой молоди и перепады погодных условий. А разгадка пришла недавно.

Полезное знание. Коллеги по спиннингу выложили видеоролик, где они ловили щуку на больших глубинах с помощью колеблющихся блёсен. То есть ещё раз исполняется Правило: «Если нет рыбы на мели, то ловите её на глубине».

В нашем городе живёт заслуженный чемпион по «Дням рыбака», капитан команды «Моя семья» Юрий Сукачёв. Он сообщил мне, что в этом сезоне верхогляда ловит, в основном, ночью. Добавляет большой поплавок на донный амортизатор с мушками, и успех приходит незамедлительно. У меня такой опыт имеется. Бывало, что на оставленной в реке снасти к утру сидели на мушках семь верхоглядов!

Игорь Просин с товарищем побывал на протоке Шарголь. Несмотря на малую воду, в улове преобладали щуки и судаки. А Иван Фёдорович Боженко на Нижней Экони взял на мушки по паре отменных верхоглядов, сазанов и судаков. Была и другая рыба.

Александр Кандалей и некоторые комсомольчане бороздят непромокаемыми костюмами холодные воды горных рек. Самые умелые рыболовы хорошо добывают осторожных недоверчивых хариусов и буянов-ленков. Ловля рыбы на горных речках очень эмоциональная, настраивает рыболовов на тонкую работу снастями, бодрит и оставляет отличные впечатления на долгое время.

*  *  *

Давненько мы не бывали на протоке в районе о/л «Амурчонок». Здесь красуется живописная скала и находится необыкновенный перекат, похожий на те, что бегут на горных реках. На нём часто охотится разная рыба. Вода бурлит!

Я решил поймать хищников дедовским методом. К спиннингу привязал грузило с мушкой. Добыл монгольского краснопёра, затем щуку! После на жёлтую блесну-вращалку попался второй краснопёр. А на донки с пельцем, красной кукурузой и резкой шли кони, караси, лещики, косатки-скрипуны. Попались чебак и плеть.

Завершали мы уходящий день июня с товарищем на берегу Нижней Экони. Выехали в 4.30 и застали отличный утренний клёв. Я применил на донном амортизаторе летние мушки типов «стрекоза», «овод» и «кузнечик». Приманки сделали своё дело. Я вырвался далеко вперёд от опытного рыболова. Он менял дважды клёвое место и трижды мушки. Но его мушки были весенне-осенние из кембриков, а в этот период рыба их часто игнорирует. Считает «проволокой». На мои супер-приманки пришли конь, трегуб, уклей, сомик, лещик, пара монголиков и пара щук, а ещё и семь судаков! И было отпущено обратно порядка 15 штук китайских окуней. В какой-то момент тяга на снасти значительно усилилась. Сначала появилась аушка, а затем золотой сазан! Сильная рыба у кого-то оторвала снасть с фидерной кормушкой и зацепилась на мою мушку. Чудеса…

Июнь месяц для рыболовов Приамурья оказался щедрым и на «серебро», и на «золото»!

Александр СМИРНОВ.

Фото из личного архива автора