ПО СЛЕДАМ ДАНИЛЫ-МАСТЕРА

В Музее изобразительных искусств открылась уникальная выставка «Урал: 300 лет во власти камня», на которой представлены произведения камнерезного и ювелирного искусства. Экспозиция прибыла в Комсомольск из Екатеринбурга.

Камнерезному делу на Урале в 2026 году исполняется 300 лет. Выставка охватывает большой период — с конца XIX века по наши дни. В экспозиции есть и экспонаты,  сделанные мастерами в прошлом году. Всего на выставке представлено 213 предметов.

 – Мы постарались показать развитие ювелирного и камнерезного дела на всём Урале. Самыми уникальными являются те экспонаты, что были изготовлены на фирме Карла Фаберже в Санкт-Петербурге, — рассказала Мария Пупкова, главный хранитель Музея истории камнерезного и ювелирного искусства. – Их изготовили уральские мастера, работавшие на предприятии и у знаменитого ювелира. Изделия датируются началом прошлого века.

На выставке представлено разнообразие камней. Самые распространённые —  яшма, малахит, родонит, кварц и другие. За два столетия в камнерезном искусстве произошли значительные изменения. Изменилась как техника работы с камнем, так и стиль самих мастеров-умельцев.

– XIX век можно считать временем екатеринбургской гранильной фабрики, — акцентирует главный хранитель. – Таких фабрик в России было всего три. Это крупные работы, которые изготавливались в Екатеринбурге, но отправлялись ко двору императора. Потом на Урал приходили целые альбомы с изображениями этих изделий. Сейчас многие из этих экспонатов представлены в музеях Санкт-Петербурга, в том числе и в Эрмитаже. В XXI веке это авторские предметы. Каждый мастер работает над своим  произведением, создавая то объёмную мозаику, то цельный резной экспонат. Такие вещи уникальны, потому что сделаны в единственном экземпляре. Повторения встречаются крайне редко, так как камень разный, неповторимый.

Среди изготовленных на фабрике в XIX веке предметов можно выделить так называемые кабинетные вещи: торшеры, вазы, лотки. Стоит отметить, что в то время при населении Екатеринбурга в 70 тысяч человек около тысячи занимались камнерезным делом. Кустарные мастерские работали буквально на каждом шагу, и в них можно было заказать для себя изделие. Конечно, первоначально уровень кустарных предметов был невысок, но с течением времени мастерство росло. В конце XIX века уральские мастера ценились по всей России.

– Кто автор той или иной фигурки того времени, сказать сложно, так как мастера камнерезных работ не ставили своего клейма на работе, — объяснила Мария Пупкова. – Сведения были только на металлических частях, если такие в предмете были. Например, у петушка фирмы Фаберже на ножке клеймо одного из ведущих ювелиров Хенрика Вигстрёма, а вот автор самой фигурки неизвестен. Все основания, на которых стоят предметы, также вырезаны из камня. Например, у совёнка мастера проработали каждую лапку. На ножках вырезаны коготки. Любопытно, что это были не какие-то выставочные предметы, а обычные бытовые. Их дарили друг другу. Очень любила такие предметы императрица Мария Фёдоровна. Было принято, что на приёмах каждому гостю хозяин делал свой подарок. Это могла быть камнерезная фигурка, в которой были соблюдены черты характера того, кому она предназначалась.

Каждый экспонат на выставке заслуживает внимание, поэтому при знакомстве с ней нужно предусмотреть больше свободного времени. Одно из необычных произведений искусства – гора самоцветов. Экспонат собран из разных минералов,  смотреть на него интересно с разных сторон, и с каждой красота откроется по-своему.

Любопытны произведения из малахита. Этот камень описан в сказках Павла Бажова, в том числе и в знаменитой «Хозяйке медной горы», одним из главных героев которой является Данила-мастер. Раньше этот камень добавляли в краску, которой красили крыши в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле. Камень придавал ей прочность. Именно поэтому крыши домов в этих городах были зелёными. Они не ржавели и не выгорали.

– Крупные камнерезные предметы из малахита не делали, потому что он пористый, — отметила Мария. – Из него вырезали бусинки, пасхальные яйца. Остальные работы выполняли в мозаичной технике. Самые крупные – колонны Исаакиевского собора. Из камня вырезали пластины толщиной не более двух миллиметров. Ими мастера облицовывали поверхности из другого, более твёрдого материала так, чтобы возник узор. В нынешней экспозиции представлена шкатулка с узором из малахитов. В качестве основы использованы калканская яшма или змеевик, названный за своё внешнее сходство с кожей змеи. Калканская яшма очень твёрдая и хорошо держит полировку и резьбу. Этот камень используют в своих работах и современные мастера. Её ещё называют технической, так как на этом камне нет рисунка. А вообще разновидностей яшмы много. Вблизи Орска добывали, к примеру, пейзажную яшму. На срезе этого камня можно увидеть рисунок.

Есть на выставке и изделия из мрамора. В 20-30 годах прошлого века уральские мастера любили изображения животных и тему освоения Севера, которое шло параллельно с камнерезным делом. В одной из витрин можно увидеть мраморного белого медведя. Стоит отметить, что в XX веке гранильный завод преобразовали в трест «Русские самоцветы», однако мастера сохранили все традиции своих предшественников.

Предметы ювелирного искусства, как и  камнерезного, — разных периодов. Самые старые датируются рубежом XIX и XX веков. Это предметы, выполненные с уральским камнем, который называется демантоид, крупные месторождения которого были вблизи Екатеринбурга. Сейчас камень добывают на Урале уже в меньшей степени. Это разновидность граната зелёного оттенка, встречающаяся достаточно редко. Есть также и современные авторские ювелирные изделия как советского, так и российского производства.

Выставка «Урал: 300 лет во власти камня» продолжится в Музее изобразительных искусств до 10 мая. Из Комсомольска экспозиция отправится в Хабаровск. Выставка организована при поддержке министерства культуры Хабаровского края, а также Музея имени Гродекова.

Евгений МОИСЕЕВ. Фото автора

Яндекс.Метрика