ШТУЧНЫЕ ЛЮДИ

Профессия  лётчик-наблюдатель не самая распространённая, на всю Россию таких специалистов насчитывается около 350 человек.

Летнабы первыми сообщают о возгорании леса и составляют характеристику пожара. На основе их наблюдения и оценки очага огня принимается решение о тушении.

Дорога в небо ведёт через лес

Андрей ГЕРМАНЕНКО, старший лётчик-наблюдатель Комсомольского-на-Амуре отделения базы авиационной охраны лесов, — пожарный в третьем поколении, в своё время его отец был командиром авиазвена в Комсомольске.

Таким образом, в выборе профессии Андрей Анатольевич никогда не сомневался, после школы – Уссурийск, Приморский аграрно-технологический университет, факультет лесного хозяйства, в 1999 году учёба в подмосковном Пушкино, в Авиационном учебном центре ФБУ «Авиалесоохрана». Это единственное место в стране, где готовят людей штучной профессии — лётчиков-наблюдателей.

Академия наблюдателей

Учебный корпус, на третьем этаже – общежитие. На курсе – 40 курсантов со всей страны, все имеют базовую подготовку и опыт работы в тушении лесных пожаров. Девять месяцев теории и напряжённых тренировок, в процессе которых лётчик-наблюдатель обучается работать на основном самолёте пожарной авиалесоохраны — Ан-2 и дополнительно — на «Цессне», вертолётах «Робинсон», Ми-2 и Ми-8.

— Основной самолёт — Ан-2 и вертолёт Ми-8, — рассказывает Андрей Анатольевич. —  Относительно недавно появились вертолёты «Робинсон», самолёт «Цессна», маленькие, не очень удобные. Нам приходится  патрулировать огромные по площади территории, и сидеть шесть часов в тесном пространстве — тяжело. В Ан-2 хоть можно выйти в салон, поприседать, размяться.

По словам Андрея Анатольевича, по сути, подготовка в Пушкино сравнимо с лётным училищем штурманов, только если в лётном учёба растянута на 4-5 лет, то в учебном центре программа сжата, всё лишнее убрано и оставлено конкретное направление — тушение лесных пожаров. Кроме того, штурманская подготовка основана строго на базе лесного образования, то есть человек, приходя на учёбу, должен понимать, берёзовые или хвойные леса под крылом самолёта, знать, что такое качество древостоя, полнота леса, последнее — это количество насаждений на определённом участке площади, сомкнутость крон деревьев.

От знаний леса зависит характеристика тушения. Видя, какой лес горит, лётчик-наблюдатель представляет и понимает, как дальше будут развиваться события.

— В чём разница пожара в лиственном лесу и хвойном?

— Конечно, когда ветер более пяти метров в секунду, особой разницы не ощущается. Лиственные леса тушить немного легче. Хвойные леса — это в первую очередь мощный слой подстилки из хвои, опавших листьев, веток, плодов, коры и других остатков растений, достигающей метра толщины и более, когда, чтобы остановить продвижение огня и выкопать минерализованную полосу, порой приходится копать траншею в рост человека.

— Андрей Анатольевич, почему именно лётчик, а не просто наблюдатель?

— Потому что летнаб — это лётная профессия. Мы входим в состав экипажа, у нас и льготы и пенсии по налёту часов.

— С точки зрения обычного человека, лётчик — это тот, кто пилотирует самолёт.

— В гражданской авиации есть такая должность — штурман, он напрямую не участвует в самолётовождении, но является членом экипажа. Прокладка маршрута, анализ движения воздушного судна, это всё просчитывается. У нас много ребят, которые в тяжёлые времена уходили с летнабов и за три месяца переучивания работали штурманами на «боингах», «эйрбасах». Подготовка одна и та же, только у нас уклон на работу на малых высотах.

— В чём заключается работа летнаба?

— Если кратко, обнаружение с воздуха лесных пожаров, их классификация, принятие мер к их локализации и ликвидации. То есть летнаб обнаруживает пожар, передаёт информацию по нему и говорит, сколько сил и средств требуется для его тушения. Составляет схему, если этот пожар удалённый, как провести туда технику, и дальше осуществляет мониторинг движения. Рассчитывает параметры сбрасывания груза и парашютистов.

Сейчас парашютные системы совершенные, все используют парашют-крыло, основная работа по высадке — это сброс груза. Так как рельеф сложный, бывает, чуть высоту прошляпил и можно так размазать груз по сопке — ничего не соберёшь.

Кроме того, пожарных нужно скинуть так, чтобы их не снесло в огонь, но и далеко нельзя скидывать, груз тяжёлый, и ребятам придётся тащить всё на себе.

Молодые летнабы начинают с больших высот, опытные бросают груз с низких, минимальная безопасная высота — 130 метров.

— Не было такого, сбросили груз и его медведь утащил?

— Медведи обычно от огня убегают, бывало, что бросали в такие дебри, где ни поляны, ничего, выбираешь лиственные деревья и сбрасываешь, на хвойные нельзя, они рвут купола, а на берёзы, осины, можно, потом ребята снимают груз с деревьев.

Нам сверху видно всё!

— Какой самый протяжённый маршрут патрулирования авиалесоохраны?

— Минимум 600 км, это 3-3,5 часа полёта, и самый короткий маршрут. Всё зависит от количества воздушных судов. Если в советское время у нас на каждом авиаотделении стояло один-два, в Комсомольске — три самолёта плюс два вертолёта Ми-8. Сейчас моё звено — это семь авиаотделений Дальневосточной авиабазы от Полины Осипенко до Совгавани. Посёлок Берёзовый — Дукинское отделение, Комсомольское, Амурское, Нижнетамбовское, Кенадское и Совгавань. Центр в Комомольске. И на эти семь отделений у нас один самолёт «Цессна» в Берёзовом, в мае поставим второй самолёт в Совгавани и вертолёт Ми-2 в Нижней Тамбовке, вертолёт Ми-8 — в Берёзовом и Нижней Тамбовке. Ан-2 пока находится в Хабаровске, взлётная полоса подсохнет, и будем выставлять на Нижней Тамбовке.

— Одно время в правительстве края поднимался вопрос использования беспилотников для обнаружения лесных пожаров.

— Дальность полёта беспилотников не соответствует нашим требованиям: ну, пролетит он 20-30 км, для нашей работы это ничто.

— Существуют беспилотники дальнего действия.

— Не забывайте, у нас в регионе два стратегических аэродрома и приоритетный режим военного сектора, и, если военные говорят, что зона закрыта, туда ни на чём не полетишь даже при действующем пожаре. Ну, и финансирование не позволяет нам иметь беспилотники такого класса.

— Какой график работы лесных пожарных?

— Ненормированный рабочий день, выходных нет, выходной у нас — дождь. На нашей Дальневосточной авиабазе  налажена очень хорошая радиосвязь, соответственно, сбор информации идёт оперативно со всех семнадцати авиаотделений в Хабаровском крае. В 9 утра у нас уже собрана вся информация, и мы начинаем принимать решения.

— Андрей Анатольевич, в чём заключается сложность профессии лётчика-наблюдателя? Что самое трудное?

— Высадка людей. Люди смотрят на тебя, и вся ответственность лежит на тебе, ты отправляешь людей в пожар. Десант должен удачно приземлиться, принять груз и пойти тушить огонь.

И летнабу требуется оперативно рассчитать скорость ветра, его направление, должен быть план, как высадить людей так, чтобы табор был в безопасном месте.

Бывали такие случаи, когда резко усиливался и менялся ветер, соответственно, менялось направление пожара, люди бросали груз в ручей или речку и уходили.

— Как можно стать лётчиком-наблюдателем?

— Сначала следует получить лесное образование, институт, колледж – неважно. Затем проходишь лётную комиссию и едешь на учёбу в Пушкино.

— Какие качества требуется от желающего стать лётчиком-наблюдателем?

— Самое главное  — это умение работать с людьми: коллектив серьёзный, в лесу не простые ребята работают. Стрессоустойчивость, внимательность, ответственность, хорошая физическая подготовка тоже важны.

— До какого возраста работает лётчик-наблюдатель?

— Всё очень индивидуально, зависит от здоровья. В этом году у нас товарищ ушёл на пенсию в 65 лет.

Остаётся добавить, что сезон лесных пожаров это весна-лето.

С ноября до февраля лесные пожарные отдыхают, но уже с февраля начинаются прохождение медкомиссии, учёба, подготовка, сборы, тренировочные прыжки с парашютом, спуск с вертолёта. Десантники тренируются, лётчики-наблюдатели тренируются их высаживать и спускать.

В апреле уже начинаются пожары. Буквально на днях пожарные выезжали в район Эворона в Дукинское отделение, горел лес. Причина — пал, все весенние пожары по вине людей. Гроз нет, трава сухая, и любой окурок, брошенный возле дороги, приводит к пожару, через два часа горит сотня гектаров леса.

Так что будет не лишним добавить, что сохранность наших лесов от пожаров зависит от всех нас.

Евгений СИДОРОВ. Фото с сайта Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края

Яндекс.Метрика