Грустно, девицы

Советы бывалых

Время от времени в адрес редакции поступают советы как нам надо работать. Вот некто Виктор Хурцалава пеной на губах кричит, что «независимые СМИ — опора любого общества, которое хочет развиваться! Когда вы это поймёте?»

На что Виктору последовал совет:

«Давайте, прямо сейчас вставайте с дивана, и начинайте создавать независимые СМИ. С регистрацией в Роскомнадзоре и прочими мелочами. С финансами, я так понимаю, у вас проблем нет».

— Я не журналист, — гордо ответил Виктор. — И быть им не собираюсь. Трачу энергию в других направлениях.

Но если он не журналист, не собирается им быть, и понятия не имеет, как работать журналистом, какого эта интернетная крыса со своими советами лезет в журналистику?

***

Судя по недавним новостям СМИ, комсомольчанин Константин Еремеев оказывается, является автором идеи гонки лыжников и каюров на собачьих упряжках «Амурия» на дистанции Хабаровск — Комсомольск. Насколько мне помнится, впервые эта идея была озвучена еще в 2016 году в статье «Песнь льда и пламени» газеты «Дальневосточный Комсомольск». Или нет?

Приятно, конечно, что в Комсомольске все больше и больше энергичных людей, некоторые, правда, за неимением своих идей энергичны чужими, ну да ладно, лишь бы на пользу городу и Хабаровскому краю.

Знание — сила

Время от времени нам советуют читать блогеров в Живом Журнале, смотреть на ютубе, мол, там умные люди, врать не будут. Мое мнение, читать следует базовые школьные учебники по истории, географии, экономической географии, и хорошо разбираться в картах. Не игральных, а географических. И чаще думать своей головой, а не чужими мыслями питаться.

Вот перед вами старый, еще советских времен географический атлас, большой и тяжелый, если его сбросить с девятого этажа – накроет как бетонной плитой.

Из атласа мы узнаем, что карты существуют физические, геологические, почвенные, тектонические, месторождений полезных ископаемых, радиационного баланса, температуры воздуха, давления воздуха, годового количества осадков, плотности населения, климатических поясов, карты растительности, зоогеографические, политическая карта мира, энергетики, черной металлургии и т.д. Это навскидку.

Карты лучше смотреть в бумажном виде, никакой монитор не выдаст такой масштабности и глобальной образности мышления, как бумага. Например, карта России, которая находится на стене перед вашими глазами, реально отрезвляет. Размер имеет значение.

К примеру, многие из нас знают, что в России активно строят дороги, и по наблюдениям водителей-дальнобойщиков за последние 20 лет инфраструктура российских дорог кардинально изменилась в лучшую сторону. По факту это понимаешь, но взглянув на карту России, осознаешь, что все эти улучшения растворяются в гигантских пространствах страны. Россия – не Германия, не Польша, где строительство любой мало-мальски значимой дороги замечается и ощущается всем населением, и после завершения строительства каждый поляк или немец по этой дороге неоднократно проедет. В России вы можете прожить всю жизнь и так и не проехать по автодороге Р297 «Амур» или Р-21 «Кола». Автомагистраль видите? Нет? А она есть.

Автодорога Р-21 «Кола»

Про бензин

Грянул очередной кизис с наличием бензина на автозаправках города. Заслуженные, мудрые крысы городских интернет-сообществ тут же заорали:

«21-й век!позорище то какое. 2 нефтезавода в крае, а у нас бензокризис и к нам везут топливо из госрезерва»!

На самом деле, если кто и подзабыл, похожие перебои с бензином неоднократно случались и в советское время, в 1980-х годах во Владивостоке лично был свидетелем дичайших очередей на заправках города, причем очередей из грузовиков, поскольку частного автотранспорта в то время было немного.

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», перед распадом Советского Союза его легковой автопарк насчитывал около 17 млн. единиц. Таким образом, на 1000 жителей тогда приходилось 59 машин.

Сейчас на 1 тысячу жителей в Российской Федерации приходится 309 легковых машин, т.е. в среднем у каждого третьего россиянина есть автомобиль. А еще в России осталось более 3 млн. легковых автомобилей, произведенных во времена СССР, т.е. до 1992 года.

В Дальневосточном федеральном округе числится около 2,5 млн. легковых автомобилей (на 1 января 2019 года). То есть количество машин в личном пользовании у нас росло гораздо более быстрыми темпами, чем строительство новых НПЗ.

На одном из мероприятий, мне был задан вопрос: как же так, Россия является крупнейшей в мире нефтяной державой, а у нас бензин постоянно дорожает? На что я ответил, что чистую нефть в бензобак не зальешь, ее для начала следует переработать, а потом еще и доставить потребителю. Пенсионер, задавший вопрос, впал в ступор, видимо, сия простейшая мысль его не посещала.

И здесь мы подходим к главному – нефтепереработке и ценам на бензин.

В сравнении с нашим заклятым другом – США, у нас ситуация с ценами на бензин и вообще, наличием топлива на заправках оставляет желать лучшего. Почему?

США – один из крупнейших в мире производителей и потребителей нефтепродуктов. Их низкую стоимость можно пояснить хорошо развитой сеткой магистральных трубопроводов, автотранспортной перевозкой, понижающей цену транспортировки нефтепродуктов, высокой конкурентоспособностью на рынке, концентрацией заводов и эффективностью государственной политики в данной сфере.

Не будем разбираться в тонкостях эффективности государственной политики, не хотелось бы уподобляться Хурцалаве, заметим только, что в США — самая продвинутая система налогообложения, и эта система складывалась, по меньшей мере, лет 150.

Например, так называемые малодебитные, то есть малопродуктивные нефтяные скважины (их в Штатах больше 450 тысяч из 600 тысяч) налогом вообще не облагаются. Вместо этого там берут налог с зарплаты людей, которые работают на скважине, производят оборудование для нефтедобычи, добывают металл для этого оборудования, везут нефть на НПЗ и т. д. Самый большой налог берется с бензина: в любой стране мира в стоимости бензина на бензоколонке доля налога составляет 40—60%. Причем в государстве, у которого нет своей нефти, этот налог, как правило, выше: там же нет налоговых поступлений от нефтяников.

Но что значит хорошо развитая сетка магистральных трубопроводов, автотранспортные перевозки, понижающей цену транспортировки нефтепродуктов, высокая конкурентоспособность на рынке, концентрация заводов?

Открываем справочник по экономической географии стран, географический атлас, читаем, смотрим.

По состоянию на январь 2019 года в США насчитывалось 135 действующих нефтеперерабатывающих заводов против 38 крупных НПЗ в России.

Например, НПЗ Marathon Anacortes, Сиэтл, штат Вашингтон. Получает сырье по трубопроводу Транс-Маунтин из Канады, по железной дороге из Северной Дакоты и центральной части США, а также танкерами из Аляски и из зарубежных источников. 

Понимаю, что интернет оказал на мышление многих из нас катастрофическое воздействие в плане снижения интеллекта, поэтому объясняю на пальцах.

Открываем географическую карту.

США – довольно компактная страна, с быстрой авто — и железнодорожной доступностью любого региона.

Карта основных автодорог США

Пальцами (большим и указательным) измеряем расстояние от Северной Дакоты, Аляски и Канады до НПЗ  Marathon Anacortes. Затем этими же пальцами измеряем расстояние от западных регионов России до Амура. Далее, кроме собственно расстояний существует такое понятие как транспортная загруженность дорог. Отвечающий за транспортную связь западной части России с восточной зицпредседатель Фунт, он же Транссиб загружен на 156%, по сути, он задыхается от перегруза.

Да, у нас рядом Сахалин с его нефтью, но и такая транспортная доступность, несмотря на кажущуюся близость, оставляет желать лучшего: суровый климат, заваленный льдами Татарский пролив, бездорожье, малонаселенность региона не располагает к мощному развитию транспортной инфраструктуры любого вида.

Ну и еще одно объяснение, которое многим из вас может показаться циничным и неприятным.

Любой НПЗ заточен на производство ассортимента продукции, и совсем не обязан переживать о заправке вашего праворульного хламидиоза.

Ассортимент продукции – значит, что кроме разных видов топлива, это еще и смазочные вещества, электроизоляционные среды, нефтехимическое сырье, растворители.

Разумеется, самой крупной группой нефтепродуктов являются топлива. К ним, в свою очередь относят горючие бензины, разные газы (попутный, нефтепереработки и др.), мазут, лигроины, авиационное топливо и много других. СУ-27 с авиабазы «Дзёмги» к заправке ННК не подгонишь.

Тем более, в наших условиях, когда на 7 млн. км.2 приходится всего два НПЗ, нефтяники должны думать в первую очередь не о заправке личного транспорта дальневосточников, а об обеспечении своей продукцией жизненно важных отраслей производства, таких как морской, речной, авиационный, железнодорожный транспорт, топливная энергетика.

Как-то так.

Яндекс.Метрика