Осень. Торопятся люди утром кто на автобус, кто в магазин. По делам спешат. И пересекают проезжую часть. Нет, не подумайте, вполне культурно пересекают. По пешеходному переходу.

Особенно «культурно» это выглядит на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Кирова. Там и днём-то, когда поток автомобилей не такой сильный, творится порой что-то невообразимое. Люди, понимая, что за 25 секунд две «зебры» пересечь не получится, летят по диагонали. Чтобы не терять две минуты в ожидании красного сигнала светофора. А поскольку дисциплина вождения (или качество обучения этой дисциплине) у нас хромает на все четыре колеса, поэтому многие автомобилисты стремятся побыстрее проскочить перекрёсток. В итоге либо начинают движение слишком рано, либо заканчивают слишком поздно. И стоит этот караван торопыг в центре перекрёстка, на «зебрах», на белых линиях, мешая и пешеходам, и другим водителям. Красотища!

Но это осень. Дорожники снова нахалтурили, и асфальт лежит не в уровне. Так что у начала пешеходных переходов в дождь образуются озёра, которые орёл не перелетит, заяц не перебежит и человек не перескочит.

А похолодает — и на дороге  будет гололёд. Попробуйте перейти не спеша, так чтобы ненароком не поскользнуться, проспект Ленина за 25 секунд. А теперь не один, а с коляской, в которой ребёнок. А теперь с ревматизмом или артритом лет эдак в 70. Успехов!

Часто и много сегодня у нас из всех утюгов поют о комфортной городской среде. При этом делая комфортными совершенно не те места. Давайте с вами на секундочку обратимся к опыту пешеходных улиц. Да-да, тех самых, о которых тоже из утюгов вещают. Есть в Лондоне перекрёсток Оксфорд-сёркус. В 2009 году он подвергся дорогой реконструкции. Раньше, чтобы перебраться на противоположный угол, пешеходам приходилось преодолевать два разнесённых перехода, к тому же два раза ожидать переключения светофора. На обновлённом перекрёстке автомобили со всех сторон останавливаются на 30 секунд, чтобы пропустить пешеходов во всех направлениях.

Так вот, изменение этого перекрёстка — лишь один из десятков проектов, реализованных в Лондоне с целью увеличения числа пешеходов и улучшения их комфорта. В других местах были расширены тротуары, вводились и до сих пор действуют дополнительные ограничения автомобилям. Недовольство водителей, проезжающих через центр города, и стремление объехать его по второстепенным улицам — отчасти то, чего добивались муниципальные власти. Меньше водителей — меньше пробок, а значит,  быстрее общественный транспорт. Как следствие — меньше суммарное потраченное на дорогу время. В итоге всё это даёт положительный эффект для экономики.

Ну, и немного об островках безопасности. Они есть почти на каждом переходе Великобритании, даже через двухполосные дороги. Они не нарисованы, а приподняты над проезжей частью, выделены бордюром. Такие островки позволяют уменьшить время, отводимое пешеходам. Его достаточно ровно для того, чтобы перейти дорогу обычным шагом, а пожилым людям даётся возможность сделать это за два «приёма». Таким образом уменьшается вероятность аварийных ситуаций, достигается доступность и, следовательно, увеличивается пропускная способность перекрёстка.

К чему это всё? Да к тому, что именно вот такой редизайн пространства и является комфортной городской средой. А не фиолетовые скверы. Нет, скверы нужны. Но только тогда, когда безопасны дороги. А то не дойдёт ведь пешеход до сквера…

А у нас же всё, как всегда: свой особый путь развития, своё видение комфортной среды. Вот на перекрёстке проспекта Мира и  Комсомольской улицы светофор 40 секунд отсчитывает для пешеходов. И там, согласитесь, движение в разы менее напряжённое, чем в первом примере.

А теперь вернёмся к началу статьи и тем самым 25 секундам. В чью светлую голову пришла идея именно такого временного промежутка? Для этого человека число 25 является символом удачи в жизни? Хотел бы я посмотреть на него в роли пешехода в гололёд и порывистый ветер на том самом перекрёстке.

Есть, правда, вероятное объяснение всему этому. Человек, принимавший решение о 25 секундах, забыл, что значит быть пешеходом. Он очень давно занял уютное место в тёплом кабинете, в который каждое морозное утро по дороге, покрытой гололедицей, привозит комфортный автомобиль. Поэтому ему неведомо, как это — успеть пересечь проспект Ленина за 25 секунд.

Или, может быть, он, как и большинство водителей личного автотранспорта, считает, что дороги в городе придуманы только для автовладельцев. Мол, нечего тут вам, пешеходам, под колёсами путаться.

И каждое утро, пока ещё нет гололедицы, торопливо пересекают проспект Ленина пешеходы, торопящиеся на автобус. Рискуя до этого автобуса не дойти, как только стукнут первые заморозки. Рискуя, в худшем случае, вообще не попасть на работу, в детский сад, в школу. Но светлой голове до этого дела нет. Там, в его уютном мирке без «зебр» и гололедиц, всё прекрасно. Всё ведь работает. Не важно, что это совершенно не комфортно для одной из сторон, участвующих в дорожном движении.

 

Яндекс.Метрика