Поворот на Де-Кастри

Печально, но факт, многие комсомольчане, проживая на Дальнем Востоке, мало что могут рассказать в каких местах этого самого Дальнего Востока они были.

Стандартный географический опыт передвижения среднестатистического комсомольчанина: озеро Амут, Холдоми, Хабаровск, Владивосток, какая-нибудь база отдыха в Приморском крае, вот, в принципе, и вся география. Просто так комсомольчанин, к примеру, в тот же Де-Кастри не поедет. Многие, прожив всю жизнь в Комсомольске, никогда не были в Николаевске, или Совгавани.

Отчасти виной тому расположенность города, почти островная логистическая оторванность. Отчасти обрыдлость окружающего  городского пространства, когда комсомольчанину хочется махнуть на юга, в Таиланд, Сочи, Крым, да хоть к черту на кулички, лишь бы подальше от серой комсомольской действительности. Можно, конечно, сходить на Амут, Мяочан, с поросячьим оптимизмом ломиться с рюкзаком сквозь буреломную тайгу, чтобы потом попрыгать на вершине горы. Но это туризм ближайших окрестностей, и к познанию огромной территории Хабаровского края имеет очень слабое отношение. Да и люди на Мяочане не живут.

Дорога на Де-Кастри начинается с кассы автовокзала, где вам любезно продадут билет стоимостью 1780руб. и, выехав из Комсомольска в 17 часов, к часу ночи вы будете на месте. Дорога дальняя, в иных местах вдребезги разбитая и, соответственно, выматывающе-тяжелая. Пейзаж за окнами автобуса захватывающими видами не впечатляет, по большей части это или грязный от налипшей пыли лес, или обширные маревые равнины с низкорослым кустарником и высохшими деревьями, похожими на кладбищенские кресты. Судя по всему, через эти места когда-то прошел сильнейший пожар. По обочинам дороги валяется разнообразный мусор: покрышки, ржавый металл, в одном из ручьев был замечен даже автомобильный прицеп. Охраной окружающей среды местный народ, видимо, не заморачивается.

Вагонные споры — последнее дело,

Когда больше нечего пить.

Но поезд идет, и бутыль опустела,

И тянет поговорить.

Автобус пусть и не поезд, но дорога дальняя и собеседник всегда найдется. Иван Тимофеевич, 55 лет, житель села Богородское, возвращается из Комсомольска, где он был на заработках.

— Так себе заработки, — говорит он. – По стройкам шабашил, плотничал. На следующий год поеду в Хабаровск, там поработаю.

На вопрос, как с работой в родном селе, отвечает:

— В госучреждениях можно заработать. Частные фирмы у нас всё больше по торговле, там или знакомые или родственники работают. В Богородском еще жить можно, а есть села по Амуру, там бывает, люди по полгода мяса не едят, одной рыбой питаются.

— А как же подсобное хозяйство?

— Корма дорогие да еще попробуй, завези. Дорог нет, летом на лодке, зимой по льду. Вот говорят, раньше-то, как крестьяне жили? А что раньше? Другие времена были, другие потребности. И в селе без мужиков крепкое хозяйство не поднять, семьи были по пять-семь мужиков, а сейчас? У меня две дочери, обе свинтили в Хабаровск, в деревню лопатой не загонишь, смартфон им подавай и шопинг, одно слово – бабы. Если и вырастил что на огороде, так попробуй, продай, в округе твоя продукция никому не нужна, у всех картошка своя, а везти продавать за шестьсот километров – невыгодно. Конечно, с голоду в селе не помрешь, но и без денег – не проживешь. Дочери пока учились, им то квартиру сними, то за учебу заплати, а чем я буду платить, курями, что ли? Приходится по шабашкам мотаться, еще рыбу ловим, икрой торгуем, при случае…

Иван Тимофеевич замолкает. Понятно, добыча и продажа икры – дело тонкое.

На подходе к побережью зарядил дождь, вообще, дожди летом на побережье Татарского пролива явление обычное, как раз день без дождя — необычно.

Дорогу и так всю в ямах и колдобинах развозит окончательно, на одном из поворотов наш «пятизвездочный караван-сарай» едва не заваливается в кювет, такие случаи уже были, причем с жертвами.

К часу ночи автобус подъезжает к стоянке напротив отеля. Прощаюсь с Иваном Тимофеевичем, и долго стою на крыльце. Погруженный в беспросветный мрак Де-Кастри спит и только в порту слышны лязгающие металлические звуки, идет погрузка леса. Японцам, малайцам, китайцам позарез нужны наши ресурсы, а нашим эффективным менеджерам позарез нужны атрибуты роскошной жизни: счета в банках, машины премиум класса, особняки в теплых, цивилизованных местах планеты.

Подсвеченные прожекторами массивные, четырехногие портальные краны в дождливой мороси издалека выглядят, словно инопланетные монстры из фильма «Война миров». Так и представляешь, вот сейчас они зашагают в поселок, по ходу движения расстреливая землян лучами смерти, и вечно молодой Том Круз в джинсах и футболке примчится спасать мир, хотя лучше бы он дорогу Комсомольск — Николаевск в порядок привел.

Продолжение следует.

Яндекс.Метрика