Свою новую книгу «Комсомольск-на-Амуре: военные в городе» представила читателям нашего города историк и краевед Марина Кузьмина. Презентация состоялась 3 ноября в театре КнАМ.
Как вы уже поняли, книга целиком посвящена представителям армии. Мало кто знает, что сам по себе наш город задумывался как сугубо оборонный объект, поэтому подготовка к его возведению осуществлялась именно военными, а также заключёнными ДальЛАГа.
— В конце 20-х — начале 30-х годов на Дальнем Востоке сложилось тяжёлое положение – с Китаем происходили конфликты, Япония готовилась напасть на нашу территорию, — говорит Марина Кузьмина. – Поэтому государство решило увеличить здесь концентрацию военнослужащих, доведя численность контингента до 800 тысяч человек. Но нужно было эту армию вооружать, а для этого решили построить два оборонных завода. Вокруг них должны были вырасти монопосёлки, которые в дальнейшем могли перерасти в моногорода.
Одним словом, присутствие гражданских строителей здесь не предполагалось, пока не вмешался начальник строительства Амурской верфи Каттель. Он обратился в правительство с предложением прислать в Пермское комсомольцев. Приехавшие на Амур молодые люди уже в июле 1932 года послали в правительство запрос о переименовании Пермского в город Комсомольск-на-Амуре. А поскольку территория стала городской, военным пришлось считаться с мнением горсовета и обращаться к нему с запросами о передаче той или иной территории, а также различных объектов в их ведение. Впрочем, у горсовета не было выхода и он шёл навстречу таким требованиям. Так, военным передавались, например, здания школ и медицинских учреждений для размещения там войсковых подразделений.
Первой же воинской частью, официально «прописавшейся» в новом городе, стала Амурская речная флотилия – мощное соединение, которое имело даже свою авиаэскадрилью. Эта воинская часть участвовала во многих городских событиях. Например, в закладке судостроительного завода в 1933 году. Кроме того, краснофлотцы принимали участие в строительстве городского водопровода. Флотилия шефствовала над школой № 26 и даже помогала ей во время войны в сборе денег в фонд обороны. Между прочим, на собранные школьниками деньги был построен небольшой корабль – морской охотник, который вошёл в состав Тихоокеанского флота.
В книге раскрыты интереснейшие факты, которые ранее нигде не фигурировали в средствах массовой информации. Например, всегда считалось, что первоначально место строительства авиационного завода на самом берегу Амура, которое было затоплено уже осенью 1932 года, выбрано ошибочно – мало кто знал о суровом нраве дальневосточной реки. Однако в книге Мариной Кузьминой освещаются документы, согласно которым такое расположение предприятия выбрано для того, чтобы во время бомбардировки вражескими самолётами фугасные бомбы, не попавшие точно в цель, падали в воду и не приносили сопутствующего ущерба.
Мариной Кузьминой в процессе работы над книгой были переработаны многочисленные документы, взятые как из городского архива, так и из открытых источников. Историком поднят целый исторический пласт жизни Комсомольска-на-Амуре, сделан объёмный анализ того, как войсковые части возникали в черте города, как расформировывались и какое влияние оказывали на всю его жизнь.