Школа Цивилёва
История детской художественной школы связана с именем Георгия Александровича Цивилёва, который в 1932 году восемнадцатилетним юношей приехал строить Комсомольск-на-Амуре. Он был первым профессиональным художником нашего города и одним из первых членов Союза художников СССР в Хабаровском крае. Его инициативе и творческому порыву не было предела. Только представьте, благодаря этому энергичному юноше здесь появились художественные мастерские, была создана студия при Дворце культуры судостроительного завода, в которой он и вёл занятия в 1947-1954 годы. Георгий Александрович помог раскрыться многим талантам среди молодых самодеятельных живописцев, ставших впоследствии профессионалами. С появлением студии жизнь города буквально заиграла красками, она стала местом притяжения инициативной молодёжи. Недаром в этом году школе присвоено имя Цивилёва!
Благодаря Георгию Александровичу 1 апреля 1952 года открылась первая в нашем городе и на Дальнем Востоке детская художественная школа. За все годы у неё насчитывается немало побед в городских, региональных, всероссийских конкурсах. 2022-й только начался, а у школы новое крупное достижение: в конкурсе инноваций национальной премии «Элита российского образования» она признана лучшей организацией дополнительного образования. Сегодня в школе обучается более полутора тысяч детей. Многие из них уже не представляют свою жизнь без удивительного, тонкого мира искусства, который открылся им в художественной школе.
Ура! Школе — 70 лет!
Март. В Музее изобразительных искусств торжественно открывается юбилейная выставка лучших ученических работ «Школа творчества и вдохновения». Звуки гитары, стихи, приветственные речи педагогов, поздравления, цветы — всё движется и шепчется в предвкушении встречи с чем-то новым и прекрасным. Вот младшие ученицы школы Ариана Яковлева и Дарья Брябрина перерезают красную ленту — и в зал устремляются любопытные зрители. В центре небольшого зала под потолком парит инсталляция из кубов с фотографиями разных лет. Взрослые и дети поднимают головы и с улыбками рассматривают и трогают невесомую конструкцию. С фотографий глядят на нас лица педагогов и учеников, объединённых одной жизнью, одной школьной историей.
Оглядываюсь. Рядом художники-педагоги, среди них много выпускников школы. Кто-то рядом со мною пристально рассматривает картины юных художников. Завязался разговор. Оказалось, это педагог Юрий Андреевич Носов, в прошлом выпускник художественной школы, открывший и работавший директором школы №35 в посёлке Дружба, сейчас там же даёт уроки изобразительного искусства. Восхищается графическим рисунком «Постановка из геометрических тел» юной художницы Марии Безгиной и акварелью Виктории Новиковой:
«Вот остановился я и замер. Очень здорово! При поступлении в университет не каждый так рисует, как Мария. Понравилась ещё акварель Виктории Новиковой «Зимушка. Взгляд с востока». Это настоящая живопись! Рисунок выполнен чисто, свежо».
Юрий Андреевич поделился воспоминаниями и рассказал, как будучи мальчишкой несколько лет подряд ездил в художественную школу из далёкого посёлка имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова:
«Заканчивались уроки в основной школе, и я бежал на автобус №7. Потом до самого вечера занимался рисованием. И так три раза в неделю. Учиться было очень интересно. В числе моих преподавателей были такие мастера своего дела, как Геннадий Тимофеевич Лончаков, Владимир Тимофеевич Смирнов, директором же был тогда, в 60-е годы, известный художник Зоболев».
Приятное волнение охватывает учителей, всматриваются они в лица зрителей. Среди посетителей выставки сами юные художники, представители нового поколения учеников школы, чьи картины не раз будут оценивать любители и профессионалы.
Десять лет назад семья Виктории Мочалкиной единогласно пошла навстречу девочке. Четырёхлетняя Вика с удовольствием стала посещать подготовительные курсы в художественной школе по Советской улице. Сегодня ей пятнадцать. Она с особой теплотой относится к школе и учителям, а в будущем планирует заниматься архитектурой и дизайном. На выставке представлен «Натюрморт» Виктории. К этому жанру у девочки давно сложилось особое отношение. Вика не только рассказала свою историю, но и поделилась секретами создания картин.
«Я была довольно замкнутым ребёнком, а рисовать было весело и интересно, — вспоминает девочка. — Никогда не забуду, как мы вместе с дедушкой лепили на уроке котёнка. Идут годы, и мне нравится, что в нашей школе я всегда в движении, постоянно развиваюсь. Мой «Натюрморт», представленный на выставке, насыщен яркими красками и построен на контрасте. На фоне красной драпировки и бутылки из тёмного стекла привлекает внимание белый чайник. Работая над натюрмортом, ты всегда сначала берёшь карандаш и делаешь построение. Здесь нет места эмоциям, нужно рассчитать пропорции всех изображаемых предметов. Когда же в руках кисть, понимаю, что теперь могу воплотить все свои фантазии. Беру любые краски: тёплые, холодные, к ним добавляю неожиданные оттенки. В общем вслед за математическим расчётом ты проявляешь своё творчество. Главное в натюрморте – уловить его живость. Каждый предмет нужно раскрыть, показать его фактуру и уникальность. У моего учителя Татьяны Николаевны Шваловой композиции всегда интересные. Именно она научила меня видеть их красоту. Спасибо всем нашим учителям, которые куют из маленьких хрупких человечков атлантов художественной жизни».
Пайковой Светлане 13 лет, из них четыре года она занимается у педагога Юлии Игоревны Яровенко. Юную художницу вдохновляет итальянский живописец эпохи Возрождения Сандро Боттичелли, автор картины «Рождение Венеры», принёсшей ему мировую славу. И дело не только в технике рисования именитого автора, а в его удивительной человеческой преданности любимым людям. Причём больше всего девушку восхищает эпизод из биографии страстной, но безответной любви Боттичелли. Секрет в том, что если приглядеться внимательно к его произведениям, то вы увидите, что на каждой из них изображена лишь одна женщина — Симонетта Виспуччи. А после трагедии с братом, который был убит, с картин Боттичелли на зрителя глядело его «лицо».
Беседа с юной художницей принесла мне искреннюю радость и даже гордость от осознания того, какие интересные и многогранные личности формируются в лоне художественной школы. Было также интересно услышать от Светланы, как начинался её путь к живописи и что её всегда восхищает естественная красота.
«Помню, когда маленькой девочкой впервые пришла в школу, она показалась мне очень таинственной. Мимо меня по коридорам то и дело ходили серьёзные взрослые тёти с папками и большими кистями. Я смотрела, как старшие ученики рисовали на бумаге, прикреплённой к мольбертам, и буквально восхищалась, недоумевая, как можно так красиво рисовать. Один учитель что-то строго выговаривал старшеклассникам, а мне тогда их работы казались шедеврами. Повзрослев, я поняла, что школа для меня – родное место; таинственность потерялась, но навсегда осталось ощущение домашнего уюта. Здесь я многому научилась, в том числе достигать конкретных целей. Например, в течение года учимся правильно показывать объём предмета. И тогда долго работаем со сложными материалами: вазами, кубами, геометрическими фигурами. Умею рисовать натюрморты, но больше люблю — портреты. Именно люди, с их индивидуальными, неповторимыми чертами вдохновляют меня. Не те кукольные лица из Инстаграма, словно сделанные под копирку, а какие-то особенные, естественные. Увижу на улице человека с греческим носом или старушку с морщинками на лице — тут же хочется взять в руки кисть и перенести эти живые черты на бумагу. Замечать эти особенности, видеть настоящую красоту научили меня мои педагоги».
Выпускнице школы Юлии Власенко сегодня 25 лет. Два года девушка преподаёт в родной школе скульптуру. Как и пятнадцать лет назад, так и сейчас она идёт в школу с удовольствием, потому что в любое время в ней сохраняется особая атмосфера, наполняющая энергией и вдохновляющая на творчество.
«Это было здорово! Пять лет учёбы в художке стали самыми запоминающимися, — восторженно вспоминает Юлия. — Сюда я всегда бежала. Здесь была и отличная компания друзей, и возможность рисовать и изучать любимый предмет – дизайн. Это помогло мне по окончании школы поступить в наш КнАГУ и стать дизайнером архитектурной среды. Сегодня я учу детей создавать скульптуру. Мне нравится работать с пространством, объёмом. Всегда привлекала возможность превратить чертёж в макет с объёмными формами, которые можно потрогать и рассмотреть со всех сторон, почувствовать и увидеть картинку в деталях. Например, человека, дом, скамейку… Скульптура создаёт эффект присутствия. На уроках с детьми мы работаем с бумагопластикой, и им это очень нравится. Я благодарна своему прекрасному педагогу Нинель Владимировне Пашкиной, которая привила мне любовь к скульптуре. Особенно нравится японские керамика и графика. Вместе с ребятами создаём вещи из глины и обжигаем их в специальной печи. Не люблю ограничивать своих учеников. Например, чтобы создать композицию с чаепитием, предлагаю им приносить и по-своему располагать любимые предметы: чайник, кружку или даже конфеты. И тогда работа оживает, она по-настоящему радует детей, раскрывает их индивидуальность».
Художник – это навсегда!
Марина Фёдоровна Новикова – педагог художественной школы, а в прошлом её выпускница. Марина Фёдоровна, уроженка станции Литовко, в пятилетнем возрасте вместе с родителями приехала в Комсомольск, так что для неё наш город что ни на есть самый родной. Вместе с общеобразовательной в 1969 году она успешно окончила и художественную школу. Так как желание рисовать не покидало её с детского сада, то рисовала она очень хорошо. Наверное поэтому 13-летнего подростка сразу приняли во второй класс.
«Вступительные испытания проводил сам директор Геннадий Тимофеевич Лончаков, — вспоминает Марина Фёдоровна. — Я сидела одна в классе, мне было предложено нарисовать натюрморт. Работа моя, по-видимому, устроила экзаменатора, к тому же я пришла не с пустыми руками: принесла свою папку с зарисовками, портретами».
После школы она училась в Хабаровском педагогическом институте на художественно-графическом факультете. После вуза вернулась домой, стала преподавать в художественной школе историю искусств. Марина Фёдоровна работает в школе уже 45 лет. Она всегда отличалась любознательностью, много читала, в подростковом возрасте быстро освоила вязание по журналу «Работница». Творческая жилка с рождения была у неё в крови. С детства очень любила фотографировать, причём родители с радостью покупали технику и поддерживали увлечение дочери. С годами мастерство художника росло. Выставки её фоторабот многократно проходили как в самой школе, так и в Музее изобразительных искусств. На её фотографиях запечатлены и портреты, и натюрморты, и неповторимые моменты школьной жизни.
«Я встречала на своём пути людей, которые никаким боком не были связаны с творчеством, но от природы в них было заложено чувство красоты, — говорит Марина Фёдоровна. — Помню, раньше добирались на дачу через Амур на теплоходе «ОМ». Пока плыли, замечала, что рядом находились люди, которые обращали внимание своих детей на все мельчайшие движения в природе. Они с живостью описывали облака, сопки. Как-то проходила моя выставка фотографий, на которую пришла знакомая женщина, работавшая страховщиком. Так она не просто разглядывала мои работы, а с точностью описывала, что ей нравится и почему, анализировала. Как ни странно, всё было в точку! И, наоборот, у людей искусства иногда отсутствует природное чутьё: могут выполнить работу технически грамотно, но в ней мало что задевает, трогает сердце. Кроме ремесла, в работе художника должны отражаться его чувства и мысли. Очень редко встречаются дети, которые одарены художественным талантом. Но в классе всегда найдётся один особенный ребёнок, который будет видеть то, что не замечают другие. Выходим, к примеру, на пленэр. Подбираю место. На первый взгляд, обычный домик с облупившейся краской на стенах, вокруг старенький забор. Основная масса детей ничего не отметит примечательного, и только один ребёнок найдёт в этом уголке городского пейзажа красивые оттенки, сочетание тёплых и холодных красок».
На юбилейной выставке представлены работы учеников Марины Фёдоровны. Кто-то ещё учится, а некоторые уже окончили школу и продолжают получать художественное образование в вузах нашей необъятной страны. Так, картина «Северное сияние» выпускницы 2021 года Евы Шубиной посвящена важному историческому событию – экспедиции Георгия Седова. Юную художницу серьёзно заинтересовала тема освоения Северного полюса. За такую объёмную работу сегодня берётся далеко не каждый опытный художник. А 16-летняя Ева, которую всегда отличали способности и трудолюбие, смогла интересно представить свой взгляд на событие прошлых лет. Внимательно изучив материалы, девочка грамотно выстроила композицию, смогла удачно скомпоновать людей, показать важные детали: одежду первооткрывателей, собачью упряжку, саму природу, тяжёлые условия быта путешественников. Но самое главное — Еве удалось передать что-то важное, настоящее, вызывая у зрителя эмоции, глубину переживаний, сопричастность к происходящему.
«За кулисами цирка» — так называется картина другой ученицы — 13-летней Елизаветы Масниковой. Работа девочки пронизана жизнерадостностью, насыщена яркими красками.
«Здесь нет моей руки, — говорит Марина Фёдоровна. — Лиза писала её самостоятельно. Не люблю вмешиваться в работу ребёнка, так как может пропасть её непосредственность. Очень хорошо, что все дети такие разные и классы каждый год тоже не похожи друг на друга. Поэтому, готовясь к занятиям, стараюсь не делать одинаковых постановок для рисунка. И если ты с чувством подходишь к работе, творчество никогда не надоест».
Выпускница Инесса Зайченко, по словам Марины Фёдоровны, всегда обладала уникальной способностью передавать портретное сходство человека. Она по-настоящему увлечена изобразительным искусством. На выставке представлен «Натюрморт с плетёной бутылкой», нарисованный художницей в 16-летнем возрасте. Восхищает превосходная графика, сосредоточенность на каждой детали. Сегодня Инесса Зайцева успешно учится на первом курсе кафедры живописи в Пермском государственном институте культуры.
«В художественную школу я пришла уже будучи 15-летним подростком и сразу попала в третий класс, — вспоминает Инесса в разговоре по телефону. — Тогда я уже чётко осознавала, что хочу получить творческую профессию, связанную с рисованием. Была уверена, что этот род деятельности никогда мне не наскучит. Я относилась к обучению серьёзно. Знала, что придётся много трудиться и всё свободное время уделять рисованию. Я старалась активно принимать участие в конкурсах. Помню, даже ездила в Петербург, где посчастливилось получить хороший опыт. В школе я встретила замечательных педагогов и подружилась с интересными творческими ребятами, что придало мне сил и уверенности. По сравнению с обычной школой здесь я почувствовала себя в кругу единомышленников. Только благодаря знаниям и умениям, полученным в художественной школе, я смогла поступить в вуз на бюджет. Хочется сказать спасибо преподавателям за их труд, за то, что вложили в меня не только знания, но и частичку своей души. С некорыми из них мы были «на одной волне». Я очень люблю своих учителей, которые всегда относились с пониманием и уважением, умели заинтересовать каждого из нас. Три года, проведённые в художественной школе, я вспоминаю с теплотой и благодарностью».
Единственного мальчика из выпуска 2021 года Никиту Головкова отличает тщательный подход к делу. Начинающий художник в своей композиции «Эркюль Пуаро» смог с точностью передать черты знаменитого сыщика. Своеобразный колорит, сдержанность оттенков, выстроенная композиция, одежда легендарного героя – всё работает на создание образа человека необыкновенного таланта. Пуаро предстаёт перед нами под покровом лондонской туманной ночи на фоне главной достопримечательности столицы – башни Биг-Бэн. В герое скрыта непостижимая загадка. Кажется, он просто создан для того, чтобы тайное делать явным.
Сегодня преподавателя беспокоит тот факт, что всё чаще встречаются ученики, которые редко берут в руки книгу. Мир Интернета обедняет подрастающее поколение. Марина Фёдоровна старается прививать детям настоящие ценности. Порой на уроках сама читает ребятам книги о настоящей любви, дружбе, предательстве, доброте. Ведь проза и поэзия открывает художнику удивительный мир чувств, даёт бесценный опыт, развивает образное мышление, чтобы в недалёком будущем он смог изображать не безжизненную картинку, а нечто сильное, настоящее, способное волновать сердца людей.
Встреча в классе Копасова
Семнадцатилетняя Ольга Миронова сегодня готовится к поступлению в вуз. Девушка много работает над собой, чтобы реализовать мечту — стать художником-реставратором и посвятить жизнь искусству. Именно это направление, по словам Ольги, откроет возможность учиться у великих мастеров прошлого. Такие планы повзрослевшая Ольга строит сегодня. А когда-то восьмилетней девчушкой мама привела её в подготовительный класс, в десять Оля стала первоклассницей. Девочке повезло, она училась у прекрасного педагога, мастера своего дела, члена Союза художников России Надежды Владимировны Копасовой. Сейчас Ольга обучается у её мужа, заслуженного педагога, члена Союза художников России Владимира Григорьевича Копасова, работающего в школе 47 лет. На юбилейной выставке в городском Музее изобразительных искусств представлена яркая картина Ольги. Трудно не заметить её «Натюрморт» с рыбкой в жёлто-синей акварели.
«Здесь учителя детей не ругают, но ты сам должен понимать, что трудолюбие и самодисциплина — главное, — говорит Ольга. — Моя мама всегда хотела, чтобы я была образованной, поэтому я училась и в музыкальной школе, и в художественной одновременно. За годы учёбы было немало интересного, но самыми яркими до сих пор остаются воспоминания, связанные с двумя поездками в Санкт-Петербург. Принимая участие во всероссийских конкурсах («Медный всадник» и других), я получила бесценный опыт в ходе мастер-классов по живописи. Тогда же впервые побывала в Эрмитаже, посетила город воинской славы Кронштадт. Благодаря обучению в художественной школе ты с годами смотришь на окружающий мир по-другому. Я научилась видеть мельчайшие детали, структуру предметов и живо представлять, как можно их изобразить на бумаге. Мне нравится рисовать всё! Я всматриваюсь несколько минут, затем вдохновение словно накрывает меня, и тогда пишу без остановки. Пару лет назад я любила писать акварелью, сейчас же обожаю карандаш. Создавая графический рисунок, ты можешь стирать и исправлять детали, лучше воспринимать фон, улавливать особенности предмета. Так в процессе работы возникает целостная картина, и ты понимаешь, как правильно нарисовать объект. Когда берёшь карандаш, рождается несравнимое чувство, некое предвкушение того, что должно получиться в итоге. И это чувство эйфории ведёт тебя вперёд».
«Натура – это рутина, и порой тяжело её передать на бумаге, — добавляет учитель Владимир Григорьевич Копасов. – Но её и интересно рисовать, ведь в ней есть всё: свет, тон, полутон, рефлекс… Нужно лишь научиться рассмотреть их. Как только мои ученики начинают видеть, они пытаются это живое, настоящее изобразить. Тогда и происходит качественный переход. К тому же каждый из ребят вкладывает своё отношение. Так рождается индивидуальная техника, неповторимый стиль каждого из них».
О представителях династии известных педагогов Копасовых можно говорить долго. Владимир Григорьевич Копасов и его жена Надежда Владимировна, их дочь Анна Владимировна с мужем Сергеем Николаевичем Подласовым посвящают свою жизнь творчеству и тому, чтобы в ученике росло и развивалось непреодолимое желание жить среди красоты, замечать её, чтобы затем взять да и перенести из природы прямо на бумагу. В неторопливой беседе ты особенно осознаёшь, что главным для педагогов становятся продолжатели их дела – ученики, которыми они гордятся, о которых готовы рассказывать часами.
«С детской художественной школой в г. Санкт-Петербурге мы сотрудничаем много лет, — откровенничает Владимир Григорьевич Копасов. — Возить учеников на мастер-классы давно стало хорошей традицией. Дети, глядя на натуру, рисуют вслед за учителем. Здесь они соприкасаются с другой техникой, подходом к акварели. Значимость этих занятий трудно переоценить. Вроде рисуют там всего пару дней, а домой приезжают другими людьми. Дети посещают разные музеи, знакомятся с достопримечательностями Северной столицы. 2019-й год был особенно богат талантливыми выпускниками. Благодаря этим поездкам они абсолютно свободно владели материалом. Года три назад, до пандемии, возили ребят на пленэр в Крым. И для некоторых эта практика стала решающей, помогла поверить в свои силы и продолжить заниматься живописью. Сегодня мои ученицы являются студентками университетов многих городов. Лиза Лунь трижды ездила на курсы подготовки в Архитектурный институт в Петербург. Настойчивую ученицу уже тогда заметили преподаватели и пригласили в свой вуз. Другая выпускница, Полина Судакова, выбрала графическое направление в Институте телевидения и кино. Лиза Полещенко поступила в Институт искусств в Новосибирске и очень довольна учёбой».
Ещё об одной своей ученице — Анне Журавлёвой — педагог рассказывает с особым восхищением. Эта девочка всегда отличалась целеустремлённостью, трудолюбием и многочисленными талантами. За что бы она ни бралась, везде была первой. Аня с отличием окончила не только общеобразовательную, но музыкальную и художественную школы. При этом успевала побеждать в конкурсах и олимпиадах по самым разным предметам. Сегодня Анна – студентка медицинского института в Хабаровске. А вот её весенняя акварель долгое время украшала стену одного из залов художественного музея.
«Она и как художник была лучше всех! – замечает Владимир Григорьевич. — В выпускном классе Анна съездила с группой ребят в Москву на конкурс, который проводил Художественный институт имени В. И. Сурикова. Девочка и там проявила себя как многогранная личность. В праздничный день награждения Аня неожиданно прорвалась к роялю и безупречно сыграла одно из любимых произведений, чем завоевала всеобщую симпатию».
Следуя программе, на уроках дети рисуют на бумаге акварелью или гуашью. Сам же учитель любит писать на холсте. Дорогой рулон в 30 метров обычно заказывает в Китае. Самая большая картина с пейзажем находится в мастерской художника. Другая работа «Ветреный день. Ива» — здесь же, в учебном кабинете. С радостью замечаю, что на ней изображена сама школа. Беру в руки книгу с работами Надежды Владимировны. Акварель — то нежная, то яркая — на всех страницах. «Силинка весной», «Амгунь. Ранняя весна», «Тростник у дороги», «Осенний ручей», «Верба цветёт» — пейзажи, один за другим радуют глаз, заставляют остановиться. Невольно любуюсь тихой, неторопливой красотой запечатлённых мгновений нашей природы, нашей жизни. Даже если ты не был в этих местах, все уголки края кажутся знакомыми, родными.
Путь на Дальний Восток
Владимир Григорьевич и Надежда Владимировна Копасовы родом из Ижевска. Будучи студентом художественно-графического факультета педагогического института, Владимир подрабатывал в Художественном фонде, рисовал плакаты, ведь никаких принтеров тогда, в 70-е годы, просто не было. Художники фонда порой «вырывали» из рук друг друга заказы, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Но Владимиру, без пяти минут дипломированному специалисту, уже имеющему семью, подобные отношения между товарищами по цеху не нравились. По окончании вуза молодой специалист успешно работает в Бытрекламе, и власти даже обещают ребятам отдельную квартиру. Но спустя три года, так и не получив жилья, он вместе с женой и четырёхлетней дочкой принимает твёрдое решение ехать на «другой конец земли». Молодые педагоги откликнулись на приглашение заведовавшего тогда отделом культуры горисполкома Комсомольска-на-Амуре Эдуарда Ивановича Синельникова, который прекрасно понимал, что городу как воздух нужны талантливые кадры. Приехав в наш город, Владимир Григорьевич и Надежда Владимировна начинают давать уроки в детской художественной школе.
«Ни разу мы не пожалели о своём решении, — не задумываясь говорит Копасов. — Комсомольск стал для нас второй родиной. Художественной школе было уже 20 лет, когда мы с женой пришли работать в филиал по Культурной улице. Главное ведь – коллектив. А он уже сложился за долгие годы. Но влились мы в него быстро и легко. Какое-то время приходилось также давать уроки и в главном корпусе школы по проспекту Мира. Что действительно пришлось осваивать на практике, так это сложности геометрии — фигур, врезок…Считаю, что в работе с детьми всё достаточно просто. Обучение – это встречное движение. Если ребёнок настроен, трудолюбив, то проблем нет. Главная проблема – дисциплинированность. Занятие у нас идёт два часа, после этого уже сложно сконцентрировать внимание. В работу учеников я не вмешиваюсь, но всегда могу аргументированно объяснить, как нужно делать и почему. Приходя в школу в десять лет, ребёнок учится и развивается благодаря труду. Есть, конечно, дети, которые родились с этими задатками, их единицы. Пожалуй, за мою практику человек десять можно назвать. Но и для них главной составляющей успеха является труд! Бывает, ученик поначалу ничем не выделяется, но упорно трудится, слышит учителя, и однажды словно происходит щелчок, он начинает видеть, чувствовать пространство, понимать, как движутся линии в рисунке. Была у меня ученица Аня Кондратенко, которая одна из первых рисовала настолько свободно, что по окончании нашей школы с лёгкостью поступила и окончила один из самых престижных вузов страны — Петербургскую академию имени А.Л. Штиглица. Даже меня на уроке нарисовала. Рисунок получился мощный, конструктивный. Как-то увидел его в нашем кабинете известный художник, председатель Союза художников нашего города Валерий Леватаев, — удивился. Уж очень мастерски получилось».
Ещё лет тридцать назад Надежда Владимировна и Владимир Григорьевич начали проводить выставки лучших работ учеников и учителей. Первая такая выставка совместного творчества называлась «Учим и учимся». С тех пор традиция не нарушалась. Также ежегодно школа организует выставки лучших детских работ. Примером является как раз юбилейная выставка, проходящая в Музее изобразительных искусств до середины мая этого года.
Сегодня и всегда Владимир Григорьевич следует главному жизненному принципу доброты. С добротой и любовью делать своё дело, вкладывать душу, силу и знания в своих учеников – это важно для него. Отдавая, взамен получаешь столько же. Художественная школа для мастера – это сама жизнь. Недаром примеру отца последовала и его дочь Анна Владимировна, которая проявив самостоятельность, тоже окончила художественно-графический факультет в Хабаровске, стала преподавать в нашей школе. Вслед за дедом и матерью внучка Владимира Григорьевича тоже поняла, что не может жить без изобразительного искусства. Учёба в нашем университете ей нравится, девушка готовится стать дизайнером архитектурной среды.
Открывая Тибет
Из рассказа Владимира Григорьевича узнаю, что Надежда Владимировна – очень мощный акварелист. Однажды отправил он жену в город Далянь, где она познакомилась с местным китайцем. Он немного говорил по-русски и всячески опекал гостью из России во время поездки. Оказалось, мужчина когда-то учился в Омском вертолётном училище, сейчас же проявлял огромный интерес к русской живописи. Ездил по ярмаркам, скупал картины — строил на этом бизнес. Общаясь с ним уже дома по скайпу, чета Копасовых узнала, что товарищ из Китая собирается на Тибет. Такого шанса упустить преподаватели никак не могли. Они договорились о поездке. Оставалось только нарисовать две картины и собрать сумму в две тысячи долларов.
«В качестве подарка для спонсоров повезли свои дальневосточные пейзажи, — вспоминает Владимир Григорьевич. — Месяц жили на Тибете, много работали. После бесчисленных экскурсий нам давали день, чтобы мы рисовали картины. Дело в том, что одна очень богатая строительная фирма интересовалась русской живописью. Поэтому-то её представители с нетерпением ждали работ, выходивших из-под пера русских художников. В общем мы свои картины просто дарили. В течение последних тридцати лет в Китае был настоящий бум, мода на произведения русской живописи. Богачи скупали всё подряд: работы известных и ещё незнакомых миру авторов. Практически в каждом городе Китая есть галерея русской живописи. Они до сих пор изучают премудрости нашего искусства.
Путешествуя по Тибету, понимаешь, что не каждый выдержит испытания высотой. Кругом гористая местность, подъёмы свыше трёх тысяч метров над уровнем моря. Не удивительно, что здесь человека часто мучают головные боли. К примеру, историческая столица Тибета – Лхаса (в переводе означающее «место богов») находится на высоте 3,5 тысячи метров. Но именно там мы писали неповторимые пейзажи. И это не только холмы бесчисленные, травы, цветы, но и озёра: солёное «небесное озеро» Нам-Цо, священное Данграюм-цо и самое большое – Силинг – на объезд которого уходит целый день». Вернувшись домой, Владимир и Надежда создали целую серию картин о Тибете, которая сейчас находится в художественной мастерской.
Школьная галерея
При входе в школу по Советской улице взгляд невольно останавливается на знакомых глубоких пейзажах, сделанных руками мастера Владимира Григорьевича – человека, разглядевшего родную красоту. На стенах первого этажа на самом видном месте картина «Март. Речной вокзал». Смотришь в голубое небо, а оно почти слилось с бесконечным, ещё заснеженным Амуром. Рядом «Апрель. Силинка», где речка только начинает просыпаться под яркими лучами солнца, «Январь. Де-Кастри» — маленький посёлок с деревянными избами среди голых коричневых крон деревьев на фоне заснеженных сопок, а вот сверкает бело-голубыми красками «Мартовский свет», куда-то вдаль убегает ледяной белой лентой речка на картине «Первые заморозки», тёмные ветки кустарников застыли по берегам, и отражается лес в холодной воде «Серого ноября». Владимир Григорьевич пишет дальневосточную природу всю жизнь и, кажется, знает в нашем крае каждую тропинку. Недаром он часто берёт учеников в походы, которые оставляют в их памяти и душе неизгладимые впечатления от общения с природой. А по приезде юные художники берут в руки кисти и краски, чтобы отобразить всё увиденное на бумаге. Вот так живут, учатся, работают здесь дети и взрослые, прямо в настоящей что ни на есть галерее, среди живописных подлинников. Картины дают силы, чтобы дышать и творить среди прежней красоты новую, нарождающуюся от детских рук, — красоту бесчисленных пейзажей, портретов, натюрмортов. Придите в школу, всмотритесь в живые чёрточки русского пейзажа и поймёте, что нельзя не любить эти деревья, реки, небеса — всё, что зовётся нашей малой Родиной.
Анна БОЛДЫРЕВА, педагог, руководитель объединения «Юный журналист» МОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи