Когда мы опубликовали материал «Народная корректировка долгоплана» в своих соцсетях, один из наших читателей написал к нему комментарий, который показался нам интересным и достойным, чтобы его полностью процитировать.
Уважаемый читатель пишет: «Вся реновация будет заключаться в достройке объектов по Долгосрочному плану развития. Кардинально ничего не изменится. Масштабная реновация возможна на перспективной территории. Комсомольск таковой не является. Население сокращается, зарплаты низкие, развития не просматривается, здравоохранение на низком уровне (нет специалистов), климатические условия экстремальные. Итог: вкладываться в такую территорию бессмысленно! Ничего не даст. А Хабаровску — дальнейшего процветания!».
Обидно стало.
С чего это Комсомольск бесперспективный?
1. Климат экстремальный? В Якутии ещё суровее, но там алмазы, газ, нефть, уголь, уран и лес. Поэтому есть смысл вкладывать в регион, наплевав на климат. Поэтому Якутия сегодня – лучший регион ДФО по демографическим показателям.
А в Арктике климат ещё экстремальнее, но там реализуется стратегический проект Северного морского пути, а значит, страна будет и дальше вкладывать в портовую и военную инфраструктуру, строительство ледоколов. Чтобы всё построенное работало, нужны люди – не только вахтовики и военные, а постоянное население. Значит, придётся им создавать условия для жизни и чем-то привлекать, чтобы не бежали целыми семьями с Крайнего Севера.
2. В Комсомольске отток населения, низкие зарплаты, дефицит учителей и медиков? Да. Но это сегодня. Тенденцию можно переломить, если вваливать в город большие деньги на развитие его и так большого промышленного потенциала. А для этого тащить в город специалистов и закреплять их. А для этого подтягивать зарплаты и социалку до приемлемого уровня. Стоит ли оно того? Дайте-ка подумать… Здесь работает один из двух (на весь Дальний Восток) нефтеперерабатывающих заводов; единственный в стране завод, строящий истребители пятого поколения; крупнейший на ДВ металлургический завод (он же – единственный на ДВ электрометаллургический); одна из крупнейших судоверфей на ДВ. Плюс «Иркут» с «Суперджетами», и скоро будет производство самолётов «Байкал». Наверное, всё-таки есть смысл заморачиваться с развитием нашего бесперспективного города на государственном уровне.
3. Развития Комсомольска не просматривается? Вот уж неправда. Оно есть, хотя перелома тенденции к оттоку населения пока действительно не произошло. Примеров много. Региональный центр спорта, детский больничный комплекс, онкоцентр, набережная, дамбы – эти объекты долго, скандально, но всё же строятся и близки к завершению.
С 2019-го ежегодно получаем по полмиллиарда рублей на ремонт дорог для города с населением чуть меньше 240 тысяч человек (нацпроект «Безопасные качественные дороги»). Можем ругаться, что они не вечные, тоже портятся и т.д. Но комсомольские дороги объективно стали лучше за последние несколько лет.
За дворы наконец взялись, а это тоже деньги не маленькие.
Почти во всех школах текут крыши – это беда и позорище? Да. Поэтому зубами вцепились в федеральную программу капремонта школ «Развитие образования». Она запущена только в этом году, а Комсомольск уже пропихивает туда 13 объектов. Вывод. Мы не в сказке живём, проблем хватает, и решить их по щучьему велению нельзя. А собственными руками и умением выбивать госфинансирование на развитие города – можно. Короче, назвался городом президентского внимания – полезай в реновацию. Пора жить лучше.