Мысли о «Национальной программе развития Дальнего Востока».
Довелось мне поприсутствовать на видеоконференции, организованной губернатором. Той самой, на которой обозначались перспективы запуска Национальной программы по развитию Дальнего Востока и роль нас, дальневосточников в ее реализации.
Тема серьезная. Инициирована, по сути, президентом РФ. Отвечает за программу Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Цели и задачи — грандиозны:
1. Выход на темпы роста ВРП (валовый региональный продукт) Дальнего Востока до 6% в год.
2. Прекращение оттока населения Дальнего Востока.
3. Повышение конкретных параметров качества жизни людей и социального развития регионов Дальнего Востока до уровня выше среднероссийского.
4. Увеличение товарооборота и объема инвестиционного сотрудничества регионов Дальнего Востока и определенных стран мира.
Здорово? Конечно! Своевременно? Еще бы! Программа рассчитана до 2025 года, а там, глядишь и до 2035-го. Эх, заживем, наконец-то!
А вот тут — не уверен. Объясню, почему.
Честно говоря, я очень хочу увидеть реальное развитие Дальнего Востока. И прошу статью мою не расценивать, как огульное критиканство и попытку охаять власть. Но. Уяснив, в общих чертах, замысел данной программы, подвергну ее этакому «краш-тесту». Попросту говоря, постараюсь найти ее слабины, которые могут привести ее к срыву. Итак.
Краткая суть программы:
- Неравнодушные к судьбам Родины дальневосточники присылают на сайт дв2025.рф свои предложения по улучшению жизни.
- После этого, государственные органы фильтруют и систематизируют ВСЕ полученные предложения.
- Затем, по идее, уже на уровне Правительства РФ обеспечивается анализ этих предложений, производятся расчеты, составляются предметные планы, раздаются распоряжения ответственным исполнителям и программа вступает в стадию практической реализации.
Красиво? Президент и правительство — озаботились, народ — откликнулся и засыпал предложениями, деньги — … Хм. Деньги откуда-то найдутся. Все отлично! Уже 1 июня 2019 года проект будет готов!
Я не то, чтобы конченый пессимист. Отнюдь. Но сам механизм данного проекта вызывает у меня ряд вопросов. Поделюсь с вами, уважаемые читатели.
Для начала давайте посмотрим предложения, которые уже присылают люди, а для чистоты эксперимента — возьмем первые попавшиеся предложения из разных категорий (орфография и пунктуация сохранены).
Для того, чтоб у детей было нормальное детство, родители должны исполнять свои обязанности. Ужесточить меры в отношение недобросовестных родителей и создать трудовые лагеря для них, где они будут работать и исправляться, а не пить дальше забывая про всё
Плохая больница. Сделать нормальную больницу, привлечь врачей. Чтобы в больнице можно было обратиться с любой болезнью, а не ездить в соседние города к врачам!
Хотелось бы предложить, чтобы в посёлке появился ФОК (физкультурно-оздоровительный комплекс). Детей очень много. Хотелось бы, чтобы к спорту приучались как младшие, так и старшие. И конечно, чтобы молодёжь больше участвовала в спортивной жизни посёлка.
Открыть детский сад. Так как в посёлке два детских сада и большая нехватка мест для детей. Так как в один сад берут только детей железнодорожников, а в другой берут всех остальных, а многих и без очереди, до многих семей не доходит очередь ребёнка в сад.
Требуется капитальный ремонт сельского Дома культуры в с. Цаган-Ола Могойтуйского района. На сегодня все мероприятия для сельчан проводятся в приспособленном помещении.
Якутский ТЮЗ находится в аварийном состоянии.
Нужно сократить количество свалок и их размеры; организовать раздельную утилизацию мусора, его переработку; сделать высокие штрафы за несоблюдение чистоты как в пределах населённого пункта, так и за его чертами.
Решения вопроса привлечения молодых специалистов в школу. Достойная зарплата и жилье для молодых специалистов. Срочно необходимо строить или приобретать жилье для молодых специалистов и только потом выкупать через ипотеку или рассрочку.
Заработная плата должна достойная, быть понятна и мотивированная, прежде всего понятен оклад и доплаты соответствовать современным требованиям. Кроме того убранная стимулирующая часть привела к понижению активности педагогических коллективов.
Необходимо построить мост через Лену, для увеличения транспортной доступности, снижения цен
Это я только начал. Это — только микроскопическая часть предложений, а их, полагаю, поступят десятки (если не сотни) тысяч. И все они будут неимоверно разнообразны, ибо напишут их разные люди, разного возраста, пола, социального положения, уровня достатка, да притом еще и живущие в различных населенных пунктах (от деревни до краевого города). Как свести всю эту информацию в удобоваримый общий план — даже подумать страшно. Но это ладно — в России много людей поумнее меня, как-то придумают. Наверное.
Однако, глянем на представленный мной (коротенький) список случайно выбранных предложений с другого ракурса. Из десяти предложений два нуждаются во внесении изменений в федеральном законодательстве и все десять — в финансовых вливаниях. Как определить их объем (в рублях)? Только на основании проектно-сметной документации. Она есть? Нет. Как ее получить? Объявить аукцион согласно ФЗ-44. Это не один день, да и месяц, вполне вероятно, не один. Ну, хорошо, объявили. По всем объектам сразу? Да вряд ли, никакой бюджет этого не вынесет, а значит, надо выстраивать очередность, разбираясь, что горит, а что потерпит. Поехали дальше. Часть объектов осметили, пора объявлять еще один аукцион на строительные или ремонтные работы, по тому же ФЗ-44. Опять время. Но, его потеря (а ведь каждый день кто-то пакует чемоданы) — это еще не главная проблема.
На каждом этапе, будь то проектирование или строительство, выигравшие подрядчики могут подкинуть чудес невероятных (дорога на Парусе, которая улица Пермская или инженерная школа — тому наглядные примеры). Представляете, что будет, если подобные проблемы спроецируются на ВСЮ территорию Дальнего Востока?
Особо остановлюсь на ФЗ-44. Нет, давайте дадим его название полностью.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.10.2018)
По всей вероятности, разрабатывался он с благими намерениями. Развитие конкуренции, снижение уровня коррупции и пр., пр., пр. А как это выглядит на самом деле?
Закон обязаны выполнять все, на то он и закон. Поэтому контракты на производство работ получают предприятия-подрядчики, участвующие в аукционах и предложившие минимальную цену за свой труд. Я рассуждаю, как обычный смертный, конечно, но я бы ни за что не доверил бы ремонт своей квартиры рабочему, назначившему самую низкую цену за свои услуги. Особенно не зная его репутации. Бесплатным бывает только сыр в мышеловке — это не я придумал. Это первое.
А второе заключается вот в чем. Наши нынешние министерства сильно отличаются от министерств советских по основному принципу. Если во времена СССР любому министерству поручалась какая-то задача — оно всегда знало, кому ПРИКАЗАТЬ эту задачу выполнить, поскольку имело СОБСТВЕННЫЕ, прямо подчиненные предприятия. Предприятие отработало «на ура!» — хорошо. Премии, звания, должности, переходящие знамена, ордена-медали. Завалили дело — увольнение, крах карьеры, а может быть и самый гуманный суд в качестве вишенки на торте. Соответственно, министру тоже не поздоровится.
Сейчас министерства больше похожи на инвестиционные конторы (за исключением силового блока, медицины и образования). Собственных ПОДЧИНЕННЫХ предприятий у них нет (рынок же, животворящий и созидающий). Дало государство деньги — распределяем, размещая аукционы. Не повезло с подрядчиком — знать судьба такая. Нет, конечно, можно в случае беды выставлять претензии, судиться в арбитраже — а что, тоже работа. Но населению от нее ни жарко, ни холодно. Пользы ноль.
Но — буква закона соблюдена, виновных нет. Разводим руками…
Так как же заработает программа? Будет создан план, разнесенный по времени? Ваши проблемы мы решим через год, а ваши — через пять? Или десять, территория-то огромная и проблем — немерено? Подождете, дальневосточники или продолжите исчезать с родной землицы, не дождавшись светлого будущего? А может, будет создано сверхмощное ремонтно-строительное управление (государственное?) со своей проектной суперорганизацией и сможет поднять неподъемное? А как это согласуется с антимонопольным законодательством? С наличием рабочей силы? С бюджетом? Не понимаю. Представить не могу.
И второй вопрос. Наверняка для столь масштабного мероприятия, потребуются изменения в действующее федеральное законодательство (масса предложений на сайте Национальной программы требуют и этого). Как быстро и насколько качественно можно отработать эти запросы населения силами нашей хорошо оплачиваемой, но не слишком трудоспособной Государственной Думы?
1 июня проект Национальной программы по развитию Дальнего Востока должен быть готов и представлен. Через четыре с половиной месяца. Ну, что же. Ждать недолго…
Я с чего взялся-то, вообще, за эту тему? Да потому, что я буду жить здесь, в Комсомольске-на-Амуре. И предложение свое на сайт www.dv2025.ru тоже отправлю. Оно примерно таково.:
Дальний Восток — это неотъемлемая часть Российской Федерации и развивать его в отрыве от экономики всей страны неверно в принципе.
Предлагаю следующий алгоритм действий:
1. Ответить на вопрос: «Нужен ли России Дальний Восток?».
Наверняка, ответ будет утвердительным. Да, нужен.
2. Ответить на вопрос: «Для чего он нужен?».
Тут уже сложнее, но все размышления, полагаю, упрутся всего в два варианта.
Первый: хотим, чтобы все регионы ДВ перестали быть дотационным и превратились в доноров (давали рубли в бюджет). Здесь присутствует подводный камень размером с Амурский столб — в наших условиях, при возведении прибыли в культ, путь развития только один, тот самый что завещан Е. Гайдаром. И он в том, что с наших территорий надо добывать сырье и тем быть счастливым. У нас всего немеряно (полезные ископаемые, пресная вода, биоресурсы и т.д.), а людей для добывающей отрасли требуется сравнительно немного, приезжих вахтовиков вполне хватит (особенно, если иностранцы подсобят). Итого: доходы больше расходов, прибыль пошла. Правда, куда население, ныне живущее на ДВ девать (а содержать его, даже при нашей весьма скромной жизни, весьма затратно) — вопрос. Ну, да ладно. Не будем о печальном, тем более в Национальной программе ставится вопрос об улучшении демографической ситуации и предотвращении оттока этого самого населения. Будем надеяться, что данный вариант не рассматривается.
Второй: умные головы на уровне правительства РФ и президента, учитывая, что ДВ — неотъемлемая часть РФ, рассчитывают и выставляют план (свят-свят, госплан?!). Только не в процентах роста ВРП (валовый региональный продукт) на 6% в год. Это — от лукавого. Давайте считать, чего стране родной необходимо в натуральном исчислении: миллионы тонн угля и стали, центнеры зерновых с гектара, квадратные метры сданного жилья, мегатонны загрузки портов и железных дорог, кубометры древесины, гектары пашни, тонны мяса и молока и т.д., и т.п. Ага, хочется еще и высокотехнологичных предприятий, самолетов, кораблей, электростанций и космодромов? Да ради бога! Определись, государство, для чего и сколько, да в этот же план впиши.
И вот, когда стране любимой станет понятно, чего она хочет и может получить с Дальнего Востока — попросите те же умные головы рассчитать, сколько людей понадобится для реализации этого плана. Сколько сварщиков, буровиков, рыбаков, машинистов, аграриев, инженеров, строителей, полицейских, грузчиков и так далее, по списку, потребуется для того, чтобы Российская Федерация получила желаемое. Сейчас на территории ДВ проживает примерно восемь миллионов человек. Этого хватит? Или мало, надо пятнадцать? Двадцать? Или трех миллионов достаточно? Ответьте на этот вопрос более-менее реальным расчетом, ведь гадать без опорных цифр бессмысленно. Логично?
Работа по расчетам, безусловно, сложная. Но разве она сложнее той, которая планируется в рамках Национального проекта сейчас? Собрать кучу (огромную!) частностей, чтобы потом собрать что-то большое, светлое и цельное?
Может, я чего-то не понимаю, но нынешняя ситуация напоминает мне что-то нереальное. Как, например, объявить народу: «Мы построим сияющий дворец. Тащите, кто что может и хочет!». И народ приносит на строительную площадку — кто пару кирпичей, кто пяток досок, кто моток алюминиевого провода, кто рулон рубероида, кто ящик гвоздей. И вот когда куча разного материала становится достаточно большой — начинаем строить. Без проекта, хотя бы эскизного, без инженерных расчетов… Что получится?
Ну, да ладно. Рассуждаем дальше. Допустим, выяснили, сколько людей нужны на Дальнем Востоке для пользы Родины, разобрались, какие специалисты в приоритете (ведь развивать — это прежде всего непрерывно работать на отдаленный результат в течение продолжительного времени, так?).
А вот тогда уже — обращаемся к людям с вопросом: «Что вам, уважаемые соотечественники, надо для того, чтобы вы не ломились с Дальнего Востока, а оставались здесь жить и чувствовали себя счастливыми?». И уточняем, что лихим кавалерийским наскоком ситуацию дня сегодняшнего, увы, не изменишь, жить и работать придется в тех условиях, которые существуют сейчас. А их улучшение — вопрос интенсивного труда и времени.
Вот, уверен, что ответы в 98% случаев будут примерно одинаковые. Догадываетесь, как они будут звучать? Догадываетесь. Хорошее жилье и зарплата, с лихвой компенсирующая логистические, климатические и прочие неудобства проживания на ДВ. Где взять деньги, спросит меня искушенный читатель? Ответ — это проблема того, кто ставит задачу.
Если ты ставишь водителю такси задачу по доставке тебя из пункта «А» в пункт «Б», оплата проезда — твоя обязанность…
Кажется мне, что по такой системе работать будет проще и эффективнее, а главное — люди сразу поймут, что Национальная программа по развитию Дальнего Востока — это не очередная пропагандистская волна, не предвыборная демагогия и не изрядно надоевший популизм.
Объясните, в чем я неправ?