Забавно было наблюдать за суетливой активностью одного из владивостокских форумов, завсегдатаи которого во время выбора президента искренне недоумевали: «ребята, мы же здесь все против Путина, как же так, почему его выбрали?» Не понимая, что если они в интернете против Путина, это совсем не значит, что реальность с ними заодно.
Это обстоятельство, кстати, объясняет многое. В частности, отношение власти к информации в интернете и сетевым сообществам. Отношение сытого льва к застрявшей в зарослях антилопе. Мол, поживите пока, поговорите, расслабьтесь. Примеров такого отношения множество. В 2018 году в Феодосии изъяли вполне физически осязаемый тираж газеты «Город24», в котором была опубликована статья о доме в Коктебеле ведущего «Вестей недели» Дмитрия Киселева. После публикации статьи главного редактора издания Елену Войтову уволили. Тогда как в интернете статью можно найти и сейчас, реальности она напрямую не касается, и значит, никого не волнует. Власть прекрасно понимает, что в интернете концентрируется самая пассивная часть общества, способная только на комментарии. По сути, интернет сообщества можно сравнить с психиатрической клиникой, где собраны все пороки мира: блаженный идиотизм, лень, злоба, зависть, тупость мышления.
Есть такая шутка, какой-то человек решил жить в реальном мире по тем же законам, по которым он живет в соцсетях. Утром он вышел из дома, подошел к первому встречному на улице и рассказал ему про то, чем он позавтракал, про свои планы на день и про свое настроение. Затем подошел к двум другим совершенно незнакомым людям, которые беседовали между собой, встрял в их беседу, высказал мнение и про одного собеседника и про другого, пошел дальше, снова поймал какого-то незнакомого человека, показал ему фотографии своих котиков, в общем, так он шел и шел, пока не встретил благодарную аудиторию в виде двух санитаров, которые увезли его в психиатрическую клинику.
Писатель Алексей Иванов на одной из встреч с читателями, касаясь темы реального мира и виртуального, сказал буквально следующее:
Существовать в реальном мире по тем же правилам, по которым мы существуем в соцсетях нельзя, это разные миры. И когда законы смешиваются, получается конфликтная ситуация.
Проблема не в том, что в соцсетях врут или матерятся, проблема в том, что реальный мир устроен по иным принципам. Общение в интернете априори не может быть искренним, потому что основная установка – это установка на анонимность, даже если человек говорит о себе все честно, и пишет честно, демонстрирует свои фотографии, все равно червь сомнения закрадывается.Я сижу перед вами, рассуждаю, но ведь я же появился здесь не просто так, то есть я это чем-то заслужил, писал книги, участвовал в съемках фильма, в общем, я заслужил право голоса. То есть в реальном человеческом обществе для того, чтобы тебя слушали, ты должен право голоса заслужить, иначе тебя никто слушать не будет. А в соцсетях право голоса всем дается автоматически, и любой клоун может вещать на всю вселенную. Для обычного человеческого общества такое просто невозможно. К тому же общение в интернете и право голоса для всех означает, что у всех есть ровно один голос и эти голоса у каждого равны, то есть, нет такого понятия как авторитет, тем более, когда в соцсетях люди не отвечают за свои слова. То есть соцсети отрицают институт авторитетов, но на институте авторитета построена вся современная культура. Культура по своей основе иерархична, когда много всяких разных иерархий – это называется свобода, человек может выбирать любую иерархию, которая ему понравится, где он займет более высокое место, где ему интересней, выгоднее и тд.
Когда иерархия одна – это называется тоталитаризм, когда иерархий нет вообще – это анархия. Иерархия – эта та структура, которая создается благодаря институту авторитета, и если мы отменяем институт авторитета, то никаких иерархий нет, и как будет строиться культура без института авторитета?