Так уж повелось, что в нашей стране весьма болезненно относятся к теме различных памятников. Особенно тех, что расположены за рубежом. Вот и очередное возбуждение возникло в нашем обществе по поводу неких пертурбаций вокруг скульптуры маршала Конева, установленной в Праге.
Вкратце напомню, в чем проблема. Власти одного из муниципальных районов столицы Чехии Праги решили якобы снести памятник советскому полководцу. И этот факт страшно возмутил российское посольство в этой стране, а затем ещё и министерство иностранных дел нашей страны. Посыпались обвинения в неуважении к памяти о павших в боях за Чехословакию советских солдат. Наша пропаганда изо всех сил начала раздувать скандал до невероятных размеров. Российское министерство обороны потребовало передать России «снесённую» скульптуру, но получило отказ.
Как и положено, обвинили в произошедшем всех, кого положено. Даже Америку приплели. Якобы некая американская юридическая компания подговорила чехов снести памятник, чтобы намеренно насолить России из чувства зависти.

Следственный комитет России возбудил по поводу «надругательства» уголовное дело по статье 354.1 УК РФ «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично».
Но, простите, а кто является потерпевшим по этому «преступлению»? в чём заключается ущерб и главное — кому он нанесён? Давайте разберёмся. Во-первых, памятник был установлен в 1980 году по инициативе чехословацкой стороны, на её деньги и исполнен местным скульптором. Так что это законное имущество именно Праги, и распоряжаться им может только муниципалитет чешской столицы по своему разумению. Но никак не МИД России и даже не наше министерство обороны.
Во-вторых, памятник не снесён, а лишь демонтирован, чтобы занять место в музее. Причём сделано это достаточно аккуратно — не пострадала ни одна деталь скуптуры.
В-третьих, следственный комитет России почему-то взволнован судьбой памятника на территории другого государства, а демонтаж с целью реставрации памятника маршалу Жукову на Красной площади в Москве его почему-то никак не волнует. Хотя то, как его снимали с пьедестала, напоминает (в отличие от того, как это сделали чехи) то ли полную некомпетентность, то ли акт вандализма. Бедного Георгия Константиновича распилили пополам, отделили ноги и хвост у коня, а вместо прежнего памятника поставили временный. Впрочем, новый, не простояв и суток, оказался в той же мастерской, куда отправили оригинал. Эта детективная история оставила правоохранительные органы Москвы абсолютно равнодушными.

Но вернёмся к маршалу Коневу. Скандал разгорелся до такой степени, что решила вмешаться русская православная церковь. Вообще-то задача священников — воспитывать добрые чувства, терпимость, толерантность, смирение. Что же делает РПЦ? Митрополит Волоколамский Иларион предложил ответить «симметрично» — уничтожить памятники чешским деятелям на территории России.
А
вот теперь драма перерастает в нехороший анекдот. Конечно, можно любой акт
вандализма в адрес памятников оформить как месть «симметричный ответ»,
но оказывается, что для этого придётся сначала построить в России такие монументы.
Ну нет в нашей стране ни одного памятника ни чешским, ни словацким деятелям. Есть
лишь коллективные захоронения чехословацких легионеров, кое-где дополненные
мемориалами. Но как вы себе представляете эту расправу над могилами?
Между прочим, чешская сторона, затрачивает огромные деньги на содержание и реставрацию этих захоронений, при этом оплачивая и приведение в порядок самих кладбищ. То есть попутно ухаживает и за могилами россиян.
Так что намерение РПЦ напоминает некую детскую обиду — ты мне сделал бяку, а я тебе сделаю ещё хуже. Между тем, даже в самой Москве можно насчитать десятки уничтоженных памятников архитектуры, имевших охранный статус, и ещё больше тех, которые его не получили. А уж про российскую провинцию, где постепенно пустеют целые населённые пункты, и говорить нечего — там судьба памятников вовсе мало кого волнует.