Повязка на глаза, был свет, стала тьма, и вот уже элементарные бытовые действия представляют для меня неимоверные трудности. Резать хлеб и сыр я не решился, также не решился экспериментировать с кипятком для чая. Сыр просто погрыз, запил водой, благо пятилитровая бутыль нашарилась в темноте довольно легко.
Попытка выйти из квартиры закончилась неудачей. На лестничной площадке под подошву некстати подвернулась банановая кожура, и вот уже с классическим воплем «Чёрт побери!» я лечу по лестнице вниз, спасло только инстинктивное понимание, что справа находятся перила, за которые мне удалось зацепиться руками. На этом эксперимент с жизнью в темноте был закончен.
Что тут можно сказать? Пока не столкнёшься с каким-либо заболеванием вплотную, об этом либо не знаешь, либо стараешься не знать. Расширять свой жизненный опыт в этом направлении не очень приятное занятие. Перед тем же, кого коснулась беда, встает выбор: выходить на тропу познания в поисках решения или замкнуться на своём несчастье. Жизнь слепого человека – это постоянная борьба по преодолению пространства, которое он не видит.
Хорошо, когда есть возможность снять повязку с глаз, но есть люди, которые постоянно живут в другом, незримом мире глухой темноты.
Каждый пятый россиянин испытывает депрессию. А если посмотреть нытьё и жалобы обитателей соцсетей, то покажется, что в депрессии находится каждый второй. Но музыкант Артём ФОМИН на вопрос о депрессии отвечает:
— Я не знаю, что такое депрессия, в том смысле, что насколько я читал и слышал про неё — это всё-таки состояние клиническое, её реально надо лечить.
Детство
Артём родом из Якутска, учился в специализированной школе в Киеве, приезжал домой на летние каникулы, играл с ребятами во дворе. Всё как у всех, за исключением того, что Артём с рождения является слепым.
В 1995 году семья Артёма переехала в Комсомольск.
— Сначала довольно долго никуда не выходил, сидел дома, разве что в библиотеку при обществе слепых, там книжек наберёшь себе, читаешь, — говорит Артём. — Где-то спустя полтора года зашёл в общество слепых, и председатель мне сказал, что при обществе есть вокально-инструментальный ансамбль. А я в школьном ансамбле играл на бас-гитаре. Попробовал, вроде получилось, стал принимать участие в концертной самодеятельности.
— Артём, как бы вы описали свой обычный день?
— У меня есть друзья, общение. Делаю всё, что обычно люди делают дома: смотрю телевизор, сижу за компьютером, читаю. Что значит смотреть? Я никогда не понимал, когда меня спрашивают: а ты слушал тот фильм? Если телевизор, значит, его смотрят, поэтому я всегда по инерции говорю, что смотрел фильм. Бывает, люди рассказывают мне сюжет, и тогда лучше понимаешь. А ещё сейчас есть такая фишка, когда делают фильмы с тифлокомментированием: идёт кино, и на заднем плане объясняют, что там происходит.
Умение играть на гитаре позволило Артёму принять участие в фестивалях авторской песни. Последний из них — «Белая волна», в котором он принял участие, проходил в январе 2020 во Владивостоке. В фестивале участвовали исполнители по большей части из Приморского края, хабаровчане, двое авторов из Комсомольска. Была гостья из Москвы — Евгения Лансберг, довольно известный исполнитель авторской песни.
— Как вы научились играть на гитаре?
— У меня есть набор аккордов, который позволяет мне играть. Когда-то одноклассник написал мне все аккорды в системе Брайля, какую струну надо нажимать, так и продолжилось.
Джазовый Курск
Последний раз Артём играл в ансамбле при обществе слепых в 1999 году, потом поехал в музыкальное училище в Курск. На класс гитары его не взяли, брали лишь тех, у кого уже была музыкальная школа. Артём же был самоучкой, преподаватели сказали, что чувство ритма, слух есть, но базовой подготовки именно по классической гитаре нет, и предложили учиться на баяне, поскольку в Киеве это базовый курс. Но Артём выбрал саксофон. Его всегда интересовал джаз. Так и сформировался выбор.
— В Комсомольске пригодились полученные знания?
— Нет. Зато получил образование в плане музыкальной грамотности. Вернулся в город в 2003 году, ансамбля в обществе слепых уже не было. С тех пор в коллективах я не играл. На саксофоне не занимаюсь. Мне это не нужно, работу с ним я вряд ли где найду, а для иного творчества гитара для меня лучше подходит. Года три назад я и трое моих друзей попытались создать группу, но в силу различных обстоятельств ничего не получилось.
— Как думают, живут и чувствуют незрячие люди? Видят ли они сны? Что они думают о мире зрячих людей?
— Не знаю, меня никогда эти вопросы не занимали. Есть разница, но она разве что в бытовом плане, в остальном все люди как люди, разные разве что по складу ума, характеру, темпераменту. Да, иногда даже видел что-то во сне, но как здесь я не вижу ничего, так и во снах. Там нет зрительных ощущений.
— Насколько тяжело жить незрячим в Комсомольске?
— У меня много друзей, родственники рядом, которые могут помочь, поэтому я не очень посвящён в этот вопрос. Я пытался здесь ходить самостоятельно, но забросил, потому что всегда есть другие варианты. Обычно в силу различных факторов я за что-то берусь по необходимости, когда припрёт.
— Не думали завести собаку-поводыря?
— Нет. Мне собаку жалко, я сам раздолбай. Но я видел, как это работает, и это впечатляет, у друзей есть такая собака.
Существующие сегодня программы в смартфонах значительно облегчили жизнь незрячих людей. Артём самостоятельно пишет эсэмэски и отвечает на электронные письма. 20 лет назад о таких чудесах техники люди с потерей зрения могли только мечтать.
— Если я в Интернете, с телефона у меня там всё озвучивается соответствующими программами, хотя люди не понимают, что говорит компьютер или телефон, и это понятно, у вас другие способы получения информации, а я в этом заинтересован. Какие двадцать лет, даже пять лет назад просто подумать, что я буду работать с сенсорным устройством, – это было фантастикой, и современные технологии очень помогают в этом плане.
— Сейчас многие люди вроде бы нормальные, но пребывают в тотальном пессимизме. Что можете посоветовать таким людям?
— По возможности не усложнять жизнь, стараться разобраться в себе, не откладывать сложные моменты на потом, потому что проблемы накапливаются. Я бы тоже не назвал себя оптимистом, живу по ситуации, сейчас она более-менее ровная и стабильная.
Жизнь идёт, открывая всё новые и новые возможности. Сейчас Артём — профессиональный музыкант. В 2014 году на фестивале бардовской песни в Беркаките (Якутия) получил третье место как автор-исполнитель, своим примером показывая, что люди даже с ограниченными возможностями порой проживают более полнокровную жизнь, чем здоровые, преодолевают свои ограничения и активно действуют в социуме и семье, передвигаются в пространстве, совершенствуются в творчестве.
Статистика свидетельствует: количество слепых и слабовидящих людей в мире неуклонно растёт. Сегодня их около 39 миллионов. И каждую минуту в мире теряет зрение один человек. Причины разные – возрастные изменения, сахарный диабет, травмы, онкологические заболевания и заболевания глаз.
Признание мира
История знает немало примеров, когда незрячие люди, не смотря на своё состояние, становятся талантливыми музыкантами.
Примером могут служить Рэй Чарльз, музыкант, один из самых известных исполнителей соула, джаза; джазовый пианист и композитор Арт Тэйтум; исполнитель соула, композитор Стиви Уандер; знаменитый итальянский исполнитель классической и поп-музыки Андреа Боччелли.
Понять без зрения
Тифлокомментирование (аудиодескрипция) — лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.
Возьмём в качестве примера фрагмент из кинофильма «Москва слезам не верит», где Гоша (Алексей Баталов), Катя (Вера Алентова), Саша (Наталья Вавилова) и друзья Гоши приехали на природу. Сначала тифлокомментарий: «Берёзовая роща, трава пожелтела. Гоша режет лук, стоя на одном колене». Затем диалог:
– Давайте мы вам поможем.
– Не-не-не, шашлык женских рук не терпит.
И снова тифлокомменарий: «Несёт лук к мангалу. Кудрявый мужчина в кепке поит большого дога».