Как «торгаш» стал слесарем

Здравствуйте уважаемая редакция! Никогда и никуда не писал, а сейчас решил написать о человеке, которого знаю более 25 лет. Это комсомольчанин Николай Пермяков.

Николай Дмитриевич родился 12 июня 1930 г. в Куйбышевской области, а в 1934 году вся его большая семья по вербовке приехала в строящийся Комсомольск-на-Амуре.

Тот год был трудный и холодный. Ютились кто где мог. Зато в 1935 году семья получила в бараке комнату 16 кв. м. Родители были целыми днями на работе, а дети предоставлены сами себе. Как вспоминает Николай, жила детвора бараков, как Маугли — летом лес, болото, лужи, Амур. Зимой сидели в комнатах.

В 1936 году к родителям приехала старшая дочь Анна с мужем Никитой. Никита был образованным человеком, занимал ответственные должности, поэтому быстро устроился на работу и получил жилье.

В 1937 году к родителям вернулась и средняя дочь Елена с грудными близнецами. Её мужа арестовали, а ей дали 24 часа на выезд из города. С тех пор о муже она ничего не знала до самой смерти. Девочки её вскоре заболели и умерли в возрасте трех месяцев. А потом заболели и другие дети. Цинга, корь. Умерла младшая дочь Настя, очень тяжело переболел Николай, пропустил год учёбы.

Ещё через год старшая сестра Анна забрала к себе Николая, а её муж Никита подготовил мальчика к школе, привил любовь к чтению.

В 1939 году в семье Пермяковых родился сын Иван – младший брат Николая.

В 1941 году за успешную учебу в 4 классе Никита отправил Николая в пионерский лагерь в Приморье. Но в лагере Николай был всего 5 дней. 22 июня рано утром детей поднял горн. Перед детьми выступил военный человек. Он объявил, что началась война. Дал два часа на сборы, и всех детей отправили по домам. Когда Коля вернулся домой, то Никита уже в действующей армии. Больше Коля его не видел, а в 1943 году пришла похоронка.

Первое время Коля жил у сестры, помогал ей по хозяйству, нянчился с двухгодовалой племянницей. Через некоторое время девочку устроили в ясли, Анна пошла на работу, а Коля вернулся к родителям. С этого времени начинается его трудовая деятельность.

Взрослые – на работу, а он – на рынок. По просьбе матери продавал молоко. На вырученные деньги покупал хлеб, овёс и другие продукты. И так изо дня в день.

Торговал не только молоком, но и вещами, что давала мать.

Школа была забыта — родителям так удобно. 1945 год, Коле 15 лет, а он «торгаш». Но однажды, когда он возвращался домой с базара, ему повстречался рабочий класс — ребята их двора. Состоялся короткий разговор.

— Как дела, купец? Не надоело торговать? Айда к нам в завод.

Коля им тогда ничего не ответил, но эта встреча изменила его жизнь. Вечером того же дня, когда вся семья была за ужином, Николай заявил: «Всё, на рынок больше не пойду!» Первый раз Николай ослушался отца, которого очень уважал. Его отец участник гражданской войны, много знал о жизни и понимал.

В этот вечер Николай зашел к соседу Вячеславу Бабичеву, и попросил, чтобы тот взял его к себе в бригаду. Бабичев был лучшим слесарем-достройщиком. Вячеслав Аркадьевич помог парню устроиться на работу, взял его к себе учеником. Когда Николай первый раз зашёл в цех судостроительного завода, очень испугался, хотел было повернуть назад, но Вячеслав взял его за руку, и сказал:

— Всё, хода назад нет. Тут будет твоя настоящая жизнь.

Она и стала для него настоящей его жизнью. Осенью этого же года он пошёл в вечернюю школу. За три года закончил 5, 6 и 7 классы. Быстро стал разбираться в чертежах. В 1950 году по призыву пошёл в армию. Служил три года на острове Уруп-Курильская гряда. После армии вернулся в свой любимый цех, к своей работе, поступил в вечерний политехнический техникум, где получил диплом техника-судостроителя. Работал честно, свою работу любил. Участвовал в социалистических соревнованиях, занимал первые места. За свой самоотверженный труд получил девять почётных грамот, звание «Лучший мастер завода» и другие награды.

В 1994 году Николай Дмитриевич переехал в Бердск, где и познакомился с ним.

Дом, в котором дети купили ему квартиру был старый, многие хозяева сдавали свои квартиры пьяницам, наркоманам.

В подъезде не было входной двери, она была разбита. Не было стекол в окнах, грязь, на окнах окурки, иглы, плевки.

Жить в таком болоте он не мог. Засучив рукава, в одиночку, за свои деньги вставил дверь и кодовый замок. Через полицию разыскал хозяев квартир, которые сдавали жильё кому попало. Выселили «чужаков», в подъезде стало тихо. Провёл с жильцами подъезда собрание, собрал деньги на краску. Ему сначала не доверяли, но когда увидели банки с краской, деньги сдали.

Именно благодаря неутомимости Николая Дмитриевича нам в доме покрасили и побелили подъезд, вставили стёкла в окнах, отремонтировали почтовые ящики. Установили дежурство по подъезду, выбрали старшего. Теперь сами жители собрали деньги на железную дверь. В подъезде у нас чистота, на окнах цветы. Николая Дмитриевича избрали председателем домового комитета.

У Николая Дмитриевича сейчас двое детей. Старший сын Вячеслав – юрист. Живёт в Петербурге. Дочь Наталья – стоматолог. Живет своей семьей. Еженедельно навещает родителей.

В 2018 году Николай Дмитриевич перенёс тяжёлую болезнь. На улицу уже не выходит. Гуляет по балкону. Он плохо видит и плохо слышит, но память ещё хорошая. Он хорошо помнит всех своих коллег, с кем работал. Он помнит Ю.Н.Зайцева – главного инженера завода, Юрия Иннокентьевича Сажина. Мастеров: Владимира Пенкина, Вячеслава Овчарова, Фёдора Бобкова, Валентину Захарову, Галину Тарасову и многих других работников завода. Всем им он передаёт привет, поздравляет их и жителей города с Днём города и желает всем здоровья.

Таких судеб и людей много и среди них мой друг Николай Дмитриевич, который всегда остаётся человеком. Не жалуется ни на кого и ни на что. Из своих 90 лет 64 года прожил в городе Комсомольск-на-Амуре, где от ученика слесаря поднялся до Председателя Совета Мастеров. И здесь, живя в Бердске, люди с уважением всегда интересуются его здоровьем, поздравляют с праздниками.

Ф.П.ФИНШУК

Яндекс.Метрика