8 сентября 2019 года — день, о котором нам прожужжали все уши — выборы. И уже третий мой опыт в качестве члена участковой избирательной комиссии.
Знаете, какой вопрос мне, да и всем членам комиссии, задавали чаще всего? «Как проголосовать против всех?». Открою тайну: ответ на него написан в самих бюллетенях: «Избирательный бюллетень, в котором любой знак проставлен более, чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным». Именно это я и отвечала, потому что другого способа нет. Не предусмотрено протоколом.
Но отправиться в самый дождь, чтобы проголосовать «против всех»… Я бы не пошла, если бы не была связана контрактом. А люди продолжали идти.
Мужчина, недовольный разделением кандидатов по округам:
— Кто все эти люди? А где Сухоплюев? Я видел рекламу с ним. А могу я пойти на другой округ и там проголосовать за него? Мне не нравятся местные, у того хоть фамилия смешная…
Семейная пара, которая из соседних кабинок начала совещание: за кого голосовать.
Девушка, которая, оглядев очередь к кабинкам, решила заполнить бюллетени прямо у меня за столом…
— Девушка, здесь нельзя голосовать!
— Уже проголосовала, надо было больше кабинок ставить! Делать мне больше нечего! Как будто есть разница!
И женщина, которая со смехом сказала:
— Если я брошу чистый лист, вы же проголосуете потом вместо меня.
Самое интересное началось после закрытия — подсчеты, а значит можно посмотреть на «недействительные бюллетени» (число которых растет с каждым разом). Анонимные записки и шедевры, достойные Лувра, вот что поднимет настроение в конце трудного дня.
Картины, изображающие часть тела, названную тремя буквами — один из самых популярных мотивов. А из записок: «Против фашизма — против всех!», «Не голосую за продажную власть» и мое любимое, помещенное в заголовок: «Не вижу достойных».
Юлия СУЗДАЛЕВА