ФИЛОСОФСТВУЯ О МУСОРЕ

В Краеведческом музее начал свою работу выставочный проект «О мусоре», объединивший в себе творчество художников из Комсомольска и Хабаровска, а также фотографа Дмитрия Чемериса. Экспозиция помогает глубже взглянуть на тему отходов, делая акцент не только на теме экологии, но и затрагивая философские вопросы.

Посетителям выставки предлагается стать участниками виртуальной дискуссии с авторами работ на тему того, что считать мусором, и как его можно использовать. Первоначально проект «О мусоре» был организован тремя художниками, но затем число участников увеличилось. Это произошло благодаря получению стипендии Поволжского отделения Российской академии художеств.

– Наша тема была признана социально значимой и получила финансирование, – рассказала Надежда Логинова, одна из организаторов и участников проекта. – Расширилась и концепция экспозиции. Она построена от простого к сложному: от буквального понимания понятия мусора как того, что мы выкидываем на помойку, его влияния на экологию и окружающую среду до более сложного, порой абстрактного смысла. Мусором могут быть и мысли человека, воспоминания. Мы исследуем и вопрос того, что остаётся после смерти человека. Что из этого считать важным, а что нет. Мы хотим показать, что мусор – это данность, сопровождающая человека на протяжении всей его истории. Отношение к нему говорит и о степени культуры человека. При этом мусор может быть не только чем-то ужасным, а стать источником вдохновения для художников и других творческих личностей.

На картинах Надежды, сделанных в соавторстве с её мужем Даниилом, можно увидеть предметы, которые расценить как хлам. Например, клавиши от рояля, соединённые нитями с фотографиями. Картина «Квалиа» представляет собой красный квадрат, в центре которого расположены предметы быта: инструменты, монеты и канцелярия. Художники сделали отсылку к картине Альбрехта Дюрера «Меланхолия». Как отметила Надежда Логинова, данная инсталляция показывает, что у каждого своё восприятие искусства.

В самом начале экспозиции посетителей музея закружит мусорный ураган. Именно так называется одна из работ члена Союза художников России Татьяны Кривцовой.

– Надежда Логинова предложила мне сделать шарж на тему мусора, – поделилась замыслом Татьяна Кривцова. – Тут же у меня в голове появился вихрь, уносящий куда-то мусор. Кроме того, я представила на выставке работу, созданную на основе личных воспоминаний. На ней на балконе сидит мужчина. У него вокруг чистота, зато под балконом всё усыпано окурками. Такие картины, к сожалению, можно часто наблюдать у нас в городе.

Интересные работы представила художница Надия Ильченко. Одна из них состоит из множества чеков, из которых высовывается рука человека, вылепленная из гипса.

– У меня есть работы, объединённые тематикой ужасающей красоты, – рассказала художница. – Ведь многое катаклизмы, происходящие на планете, созданы нашими руками. Это будто бы блудный сын, которого мы пытаемся запереть. Не стоит забывать, что его поведение в чём-то зависит от нас самих. Нынешняя работа стала переходной от ужасающих ценностей к номиналу. Это новая серия, исследующая ценность вещей, окружающих нас. Многие ведь живут в комфорте, тратя на его создание всю свою жизнь. Чеки говорят нам о приобретённых вещах. А по сути, они не имеют значения. Человек закрывает себя покупками от всего происходящего вокруг него. Ежедневно мы выбрасываем в мусорные контейнеры вещи, которые когда-то сами купили и принесли к себе в дом. Значит, магазин в какой-то мере можно считать второй мусоркой. Чеки для работы собирала очень долго. Помогали в этом друзья и знакомые. В какой-то момент даже было отчаяние, что не смогу добыть нужного количества. Обращалась в один из магазинов с просьбой отдать мне накопившиеся использованные чеки. Дополнила картину рука, сделанная из гипса. Для изготовления использовала свою в качестве образца. Рука символизирует то, что человек обдуманно закапывается в этот мир чеков. Он не может и не хочет из него выйти. Рука держится за чеки, не желая их отпускать.

Как отмечает художница, она в своих работах хочет показать ценность времени, и что оно оставляет свои следы в творчестве. Например, на описанной выше картине чеки со временем выцвели. Нравится художнице, когда с выставки работа приходит с небольшими потертостями или даже с трещинками или сколами. Это значит, что время оставило на них свой след.

Теме времени посвящена и работа Надии Ильченко «За жизнь», полностью состоящая из пакетов, в которых люди приносят домой покупки. Все они были связаны между собой вручную.

 – Работа имеет такое название, потому что каждая петелька символизирует прожитый нами день и вынесенный мусор, – объяснила художница. – Не бывает такого, чтобы ты что-то не выбросил, пусть это даже какая-то мелочь. Казалось бы, она незначительная, но за года образуется целое огромное полотно. В моей работе 1 440 рядов. Именно столько минут в одном дне.

Ещё одна участница выставки Светлана Тиканова использовала для картины старые краски, оставшиеся у неё дома после ремонта, тем самым подарив им вторую жизнь и не превратив в мусор.

Необычную картину представила художница из Хабаровска Мария Кашкарева. Работа выполнена из подручных материалов, которые многие считают мусором: щепки, кусочки стекла, керамики, пластика и другие. В итоге у художницы получился завораживающий городской пейзаж с 3d-изображениями. Здания детально проработаны, в окнах и на балконах разворачиваются свои небольшие истории.

В рамках проекта в отдельных витринах показаны вещи, которые фотограф Дмитрий Чемерис обнаружил в заброшенных зданиях на территории города и прилегающих к нему районов. Это книги, сувениры, предметы быта, как, например, подстаканник или будильник советских времён. Эти предметы – показатель того, как некогда важные для человека вещи стали хламом, а потом вновь обрели смысл в роли музейных экспонатов. Здесь же размещены фотографии, сделанные Дмитрием в заброшенных зданиях.

Проект «О мусоре» будет работать в Краеведческом музее до 10 декабря.

Евгений МОИСЕЕВ. Фото автора

Яндекс.Метрика